Считанные дни остаются до 200-летия Михаила Лермонтова, которого мы по праву считаем своим земляком. К юбилею великого русского поэта был приурочен и Всероссийский фестиваль спектаклей «Маскерадъ».
Созвучным этому названию оказался и первый спектакль — «Маскарад» в постановке недавно вернувшегося в лоно России Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. Увиденное весьма впечатлило жюри. Например, известный театральный критик Николай Жегин одной из самых удачных сцен крымского «Маскарада» назвал сцену карточной игры во втором действии:
«Арбенин в исполнении Виктора Навроцкого совершенно спокоен, мечет на стол колоду карт и как бы между прочим бросает реплики, которые в конце концов падают, как пощечины».
Кстати, программа фестиваля не ограничивалась исключительно театральной темой и включала в себя огромное количество культурных событий. Изюминкой второго фестивального дня стал показ художественного фильма «Дуэль. Пушкинъ — Лермонтовъ» режиссера Дениса Банникова.
Режиссер — и он же сценарист — решил обратиться к своего рода альтернативной истории. Он предположил, как могли бы сложиться судьбы Пушкина и Лермонтова, если бы оба поэта не погибли на дуэлях, а Крымская война была бы выиграна. «МЛ» уже писал, что роль слегка постаревшего Пушкина Денис Банников изначально предлагал худруку драмтеатра Сергею Казакову. Однако тот не смог пожертвовать делами театра ради одной роли.
А вечером уже на большой сцене царствовала восточная сказка. Это Альметьевский татарский государственный драматический театр представил спектакль «Ашик-Кериб» по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова. Причем... на татарском языке!
Учитывая, что среди зрителей татарский понимали немногие, публике перед началом спектакля раздавали наушники, с помощью которых можно было слушать синхронный перевод. К тому же зрителям предложили занять места не только в зале, но и на сцене, где было поставлено несколько стульев. Это как бы превращало гостей фестиваля в полноправных участников действа.
Актеры использовали в своих целях даже губернаторскую ложу. Именно из нее Ашик-Керибу явился святой Георгий.
В третий день фестиваля московский театр «Школа драматического искусства» показал «Мцыри». Сценическое решение спектакля выполнено в стиле physical theatre. На сцене развернулось динамичное, яростное физическое действо-импровизация с элементами танца и боевых искусств. Интересно, что в роли Мцыри выступают сразу три актера: Мцыри поверженный, Мцыри, окрыленный надеждой, и Мцыри борьбы. И каждый находится в непримиримом конфликте не только с внешними обстоятельствами, но и с самим собой.
Мощи постановке добавил изумительный живой саундтрек, состоящий из вокала, виолончели и барабанов. Впрочем, по мнению одного из членов жюри, в этом спектакле форма превалирует над содержанием. То есть получается искусство ради искусства, а стихи Лермонтова отдаляются на второй, а то и на третий план.
А четвертый день фестиваля ознаменовался сразу двумя «Демонами». Одного показал столичный Театр на Юго-Западе, а второго — Рязанский театр кукол. Последний оказался единственным недраматическим коллективом в программе фестиваля.
А затем эстафетную палочку принял коллектив пензенского драмтеатра. В пятый фестивальный день на малой сцене была показана сценическая композиция «Герой нашего времени». Спектакль представляет собой страницы главы «Княжна Мери». Образы Печорина и Грушницкого в нем попеременно воплощают Сергей Казаков и Юрий Землянский.
А на большой сцене в тот же вечер был показан «Вадим», которого пензенский театр уже вовсю героизирует, в частности, выпущены футболки с портретом Вадима, сильно напоминающим Че Гевару.
P. S. Завершается Всероссийский фестиваль спектаклей «Маскерадъ» 7 октября.
Даниил Франк
«Молодой ленинец», № 41, 7 октября 2014 г.