«По пути древних цивилизаций» - так назывался межрегиональный автопробег, в который на трех внедорожниках отправились восемь жителей Пензы. Уникальная экспедиция была организована областным отделением Русского географического общества. За 13 дней участники преодолели около 3 500 км по маршруту Башкирия - Челябинская область - Башкирия.
«Первым ярким впечатлением для нас стал заповедник Шуль-ганТаш в западных предгорьях Южного Урала, - рассказывает руководитель экспедиции Андрей Сальников. - Главная изюминка этого места - пещерные наскальные рисунки эпохи палеолита. Возраст изображений - 18 тысяч лет! Охрой - природным пигментом на основе животного жира - выписаны мамонты, лошади, сложные знаки, человеческие фигуры!»
Однако это было только начало. Главным пунктом программы экспедиции являлся Аркаим - место, перед которым даже египетские пирамиды должны испытывать священный трепет, ведь этому поселению около 4 800 лет, и оно на пару веков старше древнейшей пирамиды Джосера. А уж легендарная Троя и вовсе годится Аркаиму во внучки!
ХОЛОДИЛЬНИКИ И МИРОТВОРЦЫ
Аркаим по праву называют русским Стоунхенджем (кстати, оба археологических памятника находятся на одной географической широте). Сооружение было частью древней Страны городов, в которую входит более 20 крупных поселений и несколько десятков мелких - целый комплекс памятников бронзового века на Южном Урале!
По одной из версий, Аркаим, как и Стоунхендж, является древнейшей мировой обсерваторией. Но если британское чудо света позволяет отслеживать 15 астрономических событий, то Аркаим -18: восходы и заходы солнца в дни равноденствия и солнцестояния, восходы и заходы низкой и высокой луны и многое другое.
Астрономические наблюдения представители древней цивилизации осуществляли с городских стен, а вся планировка поселения отражала тогдашние представления о Вселенной.
Путешественников очень поразило мудрое устройство поселения: например, когда шла большая вода весной, то город не затапливался. А еще в каждом жилище от колодца к печи и куполообразному хранилищу шли две земляные трубы. Зачем? А вы заглядывали в колодец?
Из него всегда тянет холодом. Так вот, одна из труб подавала холодный воздух в хранилище (получался холодильник!). Во второй трубе воздух создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов - получалась металлургическая печь!
А по крышам жилищ проходила верхняя улица для пешеходов и... колесниц! Именно в захоронениях Аркаима были найдены самые древние колеса. А еще бронзовые ножи, топоры, жесткая узда с шипами, изображения и скелеты лошадей.
Значит, тут жили не только кузнецы и астрономы. Сегодня Аркаим - место силы, одна из сильнейших энергетических и аномальных зон России. На горе Шаманке заряжаются позитивной энергией, на горе Покаяния просят прощения утех, кого обидели. Незамужние дамы восходят на гору Любви и гуляют в Мужском лесу, чтобы обрести сильные чары...
«Как-то раз мы увидели странную процессию, - вспоминает Андрей Сальников. - В чистом поле - несколько сотен человек, все в белых одеждах. Взявшись за руки, они единой цепочкой двигались по замысловатому маршруту. Зрелище, мягко говоря, удивительное и завораживающее...»
Позже путешественники узнали, что это миротворцы (так они себя называют) совершают энергетический ритуал ради мира во всем мире!
ПРОДРОГЛИ И СГОРЕЛИ
Ни одно путешествие не обходится без приключений, связанных с испытанием воли и характера. Группа из Пензы хлебнула их с лихвой. Самым ярким, по всеобщему признанию, оказался сплав по реке Белой.
«За день до старта погода была отличной, солнечной, и мы радостно арендовали катамаран, - вспоминает штурман команды Сергей Демин. - Утром просыпаемся и глазам не верим: густейший туман, видимость метров 50, дождь, холод... Но делать нечего, УАЗ-«буханка» стоит уже под парами с катамараном на крыше. Натянули резиновые сапоги, запаслись дождевиками, поехали...»
На месте высадки путешественники грустно стянули катамаран с «уазика» и, укутавшись во всю теплую одежду, которая была, погребли к месту финиша - а это 25 км и 7 часов пути! И тут погода стала меняться, причем настолько кардинально, что сначала пришлось снять дождевики, затем куртки, а потом и майки!
«На радостях, конечно, накупались и назагорались от души, - улыбается Сергей. - Да так увлеклись, что все сгорели! На следующее утро двигались как ржавые роботы - угловато, чтобы как можно меньше касаться кожей одежды. Но уже через день мы со смехом вспоминали, как собирались замерзнуть и промокнуть на замечательной реке Белой!»
Из других незабываемых впечатлений участники автопробега отмечают покорение водопада Гадельша, а также экскурсию на Стерлитамакские шиханы.
Это древние коралловые рифы, которые раньше находились на дне Пермского моря. Всего этих высоких конусов три - Куштау, Тратау и Юрактау. Последний и покорили наши земляки, взобравшись на 338 м над уровнем моря.
ДЕНЬ ГОРОДА С РАЗМАХОМ
Как ни старались посланцы Пензы избегать официальных торжеств на пути следования, те сами их нашли! В Магнитогорск группа прибыла в последних числах июня, когда отмечался День города. И с каким размахом!
«Устроители шоу постарались на славу, - рассказывает Андрей Сальников. - Организовали инсценировку основания города под кодовым названием «Прибытие поезда». На вокзал, свистя, шипя и извергая клубы пара, приехал настоящий паровоз с тремя вагонами, груженными углем.
Чудо техники времен 1929 года встречала толпа комсомолок и красноармейцев в полном облачении. На перрон сошли символические строители Магнитогорска и поприветствовали новоиспеченных горожан».
Что касается Пензы, то, как выяснилось, даже на Урале ее путают с Пермью! Однако попадались и такие люди, которые отлично знают пензенские достопримечательности. Многие слышали о «Тарханах», некоторые бывали у нас в гостях.
А у одной из участниц народного башкирского коллектива даже обнаружились родственники из Пензы.
«Впрочем, известность - не главное, - уверен Андрей Сальников. - Если не знают, это тоже хорошо: можно с упоением рассказывать о своем родном городе, об известных земляках, о нашей природе».
БЕЗ ЗАСТОЛИЙ И ВОЗЛИЯНИЙ
Столь длительное путешествие да еще и на машинах - настоящее испытание для тела и духа.
«Самое главное - дисциплина и порядок, - объясняет Андрей Сальников. - Мы максимально старались следовать режиму, нормально питаться (готовили, как правило, сами, на костре), четко распределили обязанности.
Еще одним правилом было избегать широких застолий принимающих сторон и обильных возлияний. Максимум, что попробовали, - это башкирскую медовуху самого низкого градуса».
А вот штурману экспедиции, конечно, больше всего запомнились дороги. Точнее, местами полнейшее бездорожье.
«Первый раз нам было очень весело при попытке проехать к скалам Инзерские Зубчатки, - вспоминает Сергей Демин. - Местный житель сказал, что дорога там отвратительная, но нам еще повезло, что не было дождей. Мы проехали всего несколько километров, и начался ливень!
Увы, до нужного места мы не доехали километра четыре - повернули обратно, так как казалось, что начался всемирный потоп. А потом узнали, туда проезжает только советский внедорожник ГАЗ-66.
Покорение же хребта Зильмердак получилось удачным, хотя дорога там не обозначена вовсе и тоже шел дождь, да плюс еще двигаться пришлось по сильному каменистому уклону и в тумане».
Сейчас единственное желание участников поездки - хорошенько отдохнуть! А затем можно и о будущих свершениях помечтать. Например, Андрей Сальников, который уже прилично поколесил и по России-матушке, и по Европе, планирует добраться до Хакасии и Тывы. Говорит, что там много загадочного и таинственного и до сих пор почти официально действуют потомственные шаманы...
Что ж, будем ждать новых рассказов об интересных поездках. И ни гвоздя, ни жезла вам, искатели приключений!
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 29, 15 июля 2014 г.