Корреспонденту «МЛ» удалось пообщаться с лауреатом Государственной премии СССР, бывшим рулевым журнала «Юность», автором как минимум сотни популярных в нашей стране песен, среди которых «Начало дорог», «Отчий дом», «Если ты уйдешь...», поэтом Андреем Дементьевым.
- На днях Президент России Владимир Путин признал, что программа обучения русскому языку в школах нуждается в изменении. Так называемые отличники заявление о поступлении в вуз пишут с тремя ошибками...
- Это меня тоже очень печалит... Люди стали забывать свой родной язык, а из-за компьютеров уже разучились писать.
Сколько в нашем языке появилось американизмов! Вот после перестройки мы как бы интегрировались в мировое сообщество. Что нам это дало? Голливудские боевики, сникерсы и кока-колу? А что мы потеряли? А мы катастрофическими темпами теряем свою самоидентификацию.
В железном занавесе тоже было мало хорошего, но тогда мы хотя бы чтили свой язык, свои традиции, свою литературу... И очень хорошо, что на самом верху наконец-то поняли, что пора уже что-то менять.
- Андрей Дмитриевич, как вам удается накануне своего 86-летия сохранять такую прекрасную форму?
- Ну, во-первых, я всю жизнь в спорте. Плавал, бегал на лыжах и коньках, занимался культуризмом... Заложил в организме такую крепкую основу, которая и сегодня дает о себе знать. Сейчас стараюсь больше двигаться. У меня есть гантели и силовой велосипед. Я не пью и не курю, причем отказаться от табака решил еще в детстве. С девяти лет держу слово. Лет до сорока вообще не пил. Сейчас разве что на праздник могу позволить себе несколько капель.
Не исключаю, что мое долголетие заложено и генетически. Оба моих родителя дожили до 90 лет. А еще я никогда никому не завидовал! Зависть может буквально сожрать человека изнутри. Я знал таких людей, из них мало кто дотягивал до 50...
- Вам никогда не приходилось идти наперекор своей совести?
- Было такое только один раз, когда, учась в Литинституте, я пытался вступить в ряды КПСС. Я был любимым студентом преподавателя западной литературы Якова Михайловича Металлова, хотя на самом деле у него была какая-то еврейская фамилия. На партсобрании, на котором меня приняли в партию, позже разбиралось и персональное дело Металлова. Якобы он преследовал академика Виноградова, и его собирались исключать из партии.
Металлов сидел молча и все время курил. Выступали люди с обвинительными речами, фронтовики, которым я по определению не мог не верить. Но и Металлов для меня всегда был образцом для подражания. Я понимал, что сейчас надо будет голосовать. Против? Но меня только что приняли в партию! И осторожно так вместе со всеми поднял руку за исключение. Металлов ни на кого не посмотрел, только на меня. Никогда не забуду этот взгляд, в котором прочитал: «И тебя сломали, мальчик».
- Андрей Дмитриевич, что заставляет вас каждый год приезжать в «Тарханы»?
- Главная причина - Михаил Лермонтов. Это мой самый любимый поэт, выше нет никого. Для меня это Бог. С 4 лет его люблю. Я люблю эту землю, здесь собираются мои единомышленники. Они охраняют традиции.
Я много лет езжу в «Тарханы» и вижу, как все меняется в лучшую сторону. И я все время открываю здесь для себя новых людей.
- Чем вам запомнился праздник, посвященный 200-летию Михаила Юрьевича?
- Обычно на праздник приезжает 5-7 тысяч гостей, но сегодня их в несколько раз больше. Сегодня выступление поэтов и артистов воспринимали как никогда эмоционально... Мы почувствовали себя единой семьей. И сплотил нас Лермонтов!
Геннадий Марченко
«Молодой ленинец», № 28, 8 июля 2014 г.
))) Еще можно верхом на медведях в кокошниках ездить.