На этот раз ежегодный кинофестиваль имени Ивана Мозжухина «Мужская роль» обошелся без звездных гостей. Напомним, что в прошлые годы участниками пензенского кинофорума становились такие известные актеры, как Игорь Петренко и Андрей Мерзликин.
Сейчас вроде бы была достигнута договоренность с народным артистом России Игорем Костолевским, но его приезд сорвался в последний момент. Впрочем, Игорь Матвеевич позвонил неизменному организатору кинофестиваля Светлане Старостиной, пообещал вырваться в Пензу при первой возможности.
Обещал найти окно в плотном съемочном графике и Данила Козловский, блеснувший в картине «Легенда № 17». Но и у него не получилось добраться до Пензы. В итоге в список гостей вошли известный кинокритик Сергей Кудрявцев, актер и кинорежиссер Вячеслав Кириллов и молодой актер Михаил Грубов.
Фильм с участием Михаила Грубова «Жажда» стал первым сразу после официального открытия кинофестиваля. Актер сыграл в нем главного героя - парня, вернувшегося с чеченской войны со страшным обгоревшим лицом, чувствующего себя в этом мире изгоем.
«И военные и мирные сцены снимались в Санкт-Петербурге, - рассказал Михаил. - Я отказался от дублеров, все трюковые сцены выполнял сам. В том числе где на мне горит одежда, когда я выползаю из бэтээра. Кожу не сжег, а вот ресницы и брови спалил напрочь».
У Вячеслава Кириллова путь в кинематограф пролегал... через Вирджинский военный институт.
«Меня в США учиться отправил отец, он считал, что мне нужно вырабатывать мужской характер и военный институт для этого вполне подходит, - признался кинорежиссер. - Правда, учился я на вполне мирную профессию - бакалавр по современным языкам и культурам. И там же совершенно случайно, по приглашению друзей, впервые попал на съемочную площадку. Причем к самому Стивену Спилбергу, который снимал «Войну миров» с Томом Крузом.
Сейчас я могу сравнить, как снимается кино в Голливуде и России, и сравнение будет не в нашу пользу. Том Круз прилетал на вертолете, снимался два часа и улетал восвояси. После этого съемочный день, по существу, был окончен. У них все расписано по минутам, каждый знает, чем должен заниматься.
У нас же съемки растягиваются на целый день, режиссер не столько снимает кино, сколько собирает массовку, утрясает хозяйственные вопросы, ищет декорации... Наши продюсеры экономят на всем, деньги, выделенные на фильм, пилятся без зазрения совести».
Кстати, на фестивале Вячеслав представил свой короткометражный фильм «Зомбокалипсис». Главный герой ленты - режиссер-дебютант, у которого есть оригинальная идея, но он не может ее воплотить. Режиссер сталкивается с так называемой экономической цензурой.
У героя срываются все планы, однако даже в кризисных условиях творческие «зомби» способны и хотят работать. Другое дело, что есть не зависящие от них обстоятельства, мешающие таланту пробить себе дорогу.
Известный киновед Сергей Кудрявцев, автор двухтомника кинорецензий «3500», в отношении будущего российского кинематографа был также пессимистичен:
«Фильмы в России снимаются только на треть выделенных денег. Одна треть в виде отката достается чиновникам от кино, которые выделили эти средства, а еще одну треть сразу кладет себе в карман продюсер.
И откуда нам взять зрителя, если по стоимости билета мы сравнялись Америкой?! У нас билет также в среднем стоит около семи долларов. Но в Штатах люди зарабатывают не в пример больше.
Если государство заинтересовано в развитии и поддержке своего кинематографа, то, для того чтобы хоть как-то продвигать отечественные фильмы, оно должно оплачивать кинотеатрам треть стоимости билета. Тогда можно будет материально заинтересовать прокатчиков, чтобы они ставили в репертуар отечественную продукцию».
По словам кинокритика, кризис отечественного кино начался в середине 1980-х. И связан он был не столько с общеполитическими процессами, происходящими в нашем обществе, а с тем, что режиссура стала стремительно стареть.
«Я сделал подсчет, и оказалось, что в 1950-60-е годы, когда наш кинематограф признали во всем мире, средний возраст режиссеров составлял 35 лет. А в середине 1980-х - уже 45-47 лет. Это же ужас! И дальше ситуация становилась только хуже. Кинематографу нужна молодая кровь. А откуда ее взять?
Хороший режиссер - тот, который умеет и хочет рисковать, пускаться в авантюры. А это удел молодых. Недаром в Голливуде молодым режиссерам, успевшим снять лишь два десятка клипов, доверяют фильмы с бюджетом в 100 миллионов долларов. Кто у нас такие деньги даст молодому режиссеру? Даже 10 миллионов не дадут. Поэтому мы сейчас занимаем 5-е место в мире по обслуживанию голливудского кино, нам выгоднее прокатывать американские фильмы, чем снимать свои».
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 46, 12 ноября 2013 г.