В рамках III гуманитарного форума «Поиски провинции» в областной библиотеке им. Лермонтова прошла книжная ярмарка. Ее участниками стали популярные российские писатели. Михаил Елизаров, получивший премию «Русский букер» за роман «Библиотекарь» и прославившийся еще раньше скандальным произведением Pasternak, сразу привлек внимание окружающих. Почти два метра ростом, с собранными в хвост длинными волосами, с берцами на ногах, он больше походил на поклонника тяжелого рока.
Кстати, на самом деле так и есть - Елизаров умудряется совмещать литературное творчество с музыкальным, являясь лидером группы, исполняющей, по словам Михаила, «бард-панк-шансон».
- Михаил, писатель в представлении обывателя - человек в очках с роговой оправой, корпящий над очередным романом где-нибудь на даче в Переделкино. Для автора почти десятка книг вы выглядите не очень по-писательски...
- Ну, у нас же демократия, так что каждый может выглядеть так, как ему нравится. Хотя когда я выходил получать премию «Русский букер», мне в спину открыто шипели: «Дожили, уже шпане премию дают».
- Вы родились в небольшом городе Ивано-Франковске, но последние годы предпочитаете жить в Москве. Столица не давит на вас?
- Мне не тошно жить в Москве, потому что это место силы. Недаром на месте ВДНХ когда-то было языческое капище, а культовые сооружения возводились всегда в местах, которые выделяют сильную энергетику. Кого-то столица калечит, высасывает, как вампир жертву, а меня, наоборот, подпитывает.
А вот Денис Драгунский - сын известного детского писателя Виктора Драгунского - держался скромно и выглядел непритязательно.
- Когда ваш отец писал «Денискины рассказы», он все истории брал из жизни?
- Все истории, кроме одной, произошли не со мной. Из реальных в сборник вошла только та, где я рассказываю, как занял в заплыве третье место. А вот люди в большинстве описывались реальные, включая моих друзей и школьных учителей.
Причем папа нередко приходил в школу и устраивал в актовом зале чтение только что написанных рассказов. Все слушали его, открыв рот, включая и меня.
Писатель, публицист и телеведущий Виктор Ерофеев известен своими скандальными выходками и нецензурной прозой. Примечательно, что пензенская книжная ярмарка совпала с мировой премьерой его «Акимуды» в Берлине.
- Вышел немецкий перевод «Акимуды», - сообщил Ерофеев. - Сюжет этого романа полностью фантастический - книжка посвящена обиженным мертвецам нашей великой страны. Ведь у нас как обычно: кого-то неправильно похоронили, кого-то убили, не выполнили завещание...
- Современной книгой можно заработать?
- На Западе - да, а в России читающих людей можно пересчитать по пальцам. Я на грани, спасает то, что мои книги выпускают за границей. У нас люди невнимательны к писателям, а если ты неизвестный, то тебя и вовсе не печатают. Так что насчет книжного заработка: я практически разорен.
- Многим запомнилось, как вы и Джигурда отказались участвовать в шоу «Последний герой» - не прыгнули с борта корабля...
- Дело было так: мы приехали туда еще до начала игры, и эти самые телевизионные люди, собравшие нас, относились к участникам отвратительно, я бы сказал по-фашистски. Не давали есть, держали в ужасных условиях... Я предупредил их сразу, что если ничего не изменится - уеду. Никита Джигурда меня поддержал.
Перед началом игры они нас вообще поместили в своего рода концлагерь, девушки должны были проходить через душ, чтобы не пронесли с собой расчески и прочее. И тогда мы им сказали: «С вашими фашистскими мордами мы не будем иметь дело».
И дело не в страхе. Какой может быть страх, когда вода 30 градусов, а плавать я отлично умею? У нас люди очень сильно рабы и, когда их начинают «наклонять», думают, что так и надо.
А когда смотришь со стороны, как люди унижают нас и получают от этого удовольствие, о какой игре может идти речь? Нам с Никитой повезло в том плане, что были деньги, карточки, и мы уехали. У многих такой возможности просто не было.
Даниил Франк, Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 38, 17 сентября 2013 г.
penzainform.ru писал(a):
Если придурка Ерофеева никто не читает, это не значит, что "читающих можно перечитать по пальцам". Просто читатель насытился говном, стал умнее, разборчивее. Ерофей к талантливым авторам никогда не относился. Мне вот интересно: сколько этой плесени забашляли, чтоб он в Буртасянск прибыл нас жизни учить?