Сегодня слово «вандалы» воспринимается нами не как название древних племен эпохи Великого переселения народов, а исключительно как обидное порицание. Впрочем, есть за что.
А В ВАШЕЙ ДУШЕ ПОСЕЛИЛСЯ ПРАЗДНИК?
Футбольные фанаты, дворовые хулиганы, золотая молодежь - все они хороши! Даже воинствующие вегетарианцы исписывают городские фасады лозунгами типа «Не ешь себе подобных!». Редкая стена в Пензе избежала «рукоблудия» бездельников, вооруженных баллончиком с краской.
К профессиональному искусству граффити эти художества не имеют никакого отношения. Некоторая буквенная вязь даже наводит священный трепет на дворовых старушек: а ну как в вензелях зашифровано имя прародителя зла?..
Меж тем город активно готовится к юбилею: полным ходом идет строительство новой филармонии и концертного зала, реставрируют улицу Московскую... Но, к несчастью, предпраздничное настроение не стало состоянием души всех горожан.
«Весной этого года в Первомайском районе на кладбище двое мальчишек написали на памятном обелиске «ВОЛКИ», - разводит руками Светлана Адмаева, начальник подразделения по делам несовершеннолетних УОООП и ВОВ УМВД России по Пензенской области.
- Мы побеседовали с подростками и выяснили, что на такой «подвиг» их подтолкнул... сериал «Закрытая школа».
Еще один акт вандализма был совершен на улице Павлушкина. В преддверии Дня Победы на мемориале «Бессмертный подвиг советского народа» 16-летний житель Кузнецка нарисовал свастику. Теперь ему грозит штраф до 40 тысяч рублей либо арест на срок до трех месяцев.
В целом же в администрации города за прошедшие полгода скопилось 92 протокола за незаконное расклеивание рекламы и 962 протокола о нарушении правил благоустройства города.
Тех, кого совершенно не волнует лицо города, штрафуют не то чтобы сурово, но все-таки ощутимо: за первый раз - от 500 до 3 500 рублей, за повторное нарушение - от 4 000 до 5 500 рублей.
«Ну зачем же уродовать фасады зданий? - недоумевает завсектором отдела администрации Пензы Олег Викулов. - Если есть интересные задумки, то мы поможем их воплотить в жизнь! Например, вместо бесполезных надписей можно было бы сделать эмблему «350 лет Пензе» в стиле граффити. Но почему-то пока никто к нам с такой идеей не обращался...»
ГЛАС НАРОДА
Владимир Кузнецов, главный редактор социального портала BlogPi.org:
«К сожалению, с тупо безличными надписями бороться можно только своевременно их закрашивая. Какой больной вопрос - бесчисленные объявления и афиши, которыми залеплен город! То приезжает распиаренный певец, то очередная сетевая заманиловка. А ведь это административно наказуемое деяние. Почему до этого никому нет дела? Ведь несложно отследить заказчиков «спама» по указанным телефонам.
Есть такая фраза: чисто не там, где метут, а там, где не мусорят. Так вот, для меня она звучит так: чисто не только там, где не мусорят, но и там, где все-таки метут».
Александр Дубовицкий, фотохудожник:
«Простого решения проблемы наподобие «поймать и выпороть» не существует. Занимаются этим в основном глупые подростки. Следовательно, чем больше им это запрещают, чем больше внимание общественности, тем слаще процесс нарушения.
Пошлые граффити, битые бутылки, брошенные окурки, туалеты в подъезде, растоптанные газоны - это явления одного порядка. Дети копируют взрослых. Современное поколение людей считает презрение к нормам поведения чуть ли не высшим проявлением крутизны. Кто не нагадил - тот лох. Так чего же мы требуем от детей?..»
Валентин Крот, райтер (художник граффити):
«Увы, неумелая безвкусица вытесняет настоящее искусство граффити. Я считаю, что нужно выделять легальные места для творчества, организовывать фестивали - как это делается в Европе. Людям потом уже не захочется портить здания.
Мне очень нравится фестиваль «Стенография»: райтеры со всей страны съезжаются туда и расписывают дома у детских площадок, конструкции в двориках, да и просто реанимируют испорченные стены. За пару дней некоторые места города меняются до неузнаваемости, и жителям (особенно детям!) это очень нравится. И к граффити в результате начинают относиться как к культуре!»
Дарья Лисицына, архитектор:
«Я этим летом была в Вене. Там есть милейший городской парк: белые клумбы, белые скамеечки, белые ротонды. И все утопает в зелени и цветах. Так вот, вся ландшафтная мебель исписана и изрисована граффити... Но! Такое ощущение, как будто все это просчитывал дизайнер: все подобрано в тон бутонов, сочетается между собой, и каждая закорючка на нужном месте! Смотрится стильно, глаз отдыхает, хотя, казалось бы, это вандализм!
К чему я это? К тому, что нужно воспитывать в людях хороший вкус. И это должно быть государственной линией».
Владимир Навроцкий, поэт:
«С вандализмом (разбитый фонарь, сломанная скамейка) можно бороться только повышением культурного уровня. Например, агитацией на тему того, что быть гопником уже лет 15 как немодно. Только вот не представляю, кто бы мог сделать такую социальную рекламу качественно».
Валерий Сазонов, директор Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого:
«Я люблю граффити, но со смыслом, это же тоже искусство. И для такого дела, безусловно, нужен талант, чтобы у людей настроение поднималось при виде ярких картинок. А вот надписи в стиле «Я люблю тебя, Вася» - это безыскусное баловство».
Юрий Ильин, начальник Управления ЖКХ Пензенской области:
«Одно дело мелками рисовать, а другое - краской. Если гадость напишут, не смоешь потом. Но иногда фасады в городе встречаются настолько серые и невзрачные, что было бы совсем неплохо расписать стены живописным рисунком, ярким и красочным. Естественно, после разрешения владельцев и администрации».
Ксения Вдовикина, Олеся Боровец, Ольга Новопольская
«Молодой ленинец», № 32, 6 августа 2013 г.