«Я родилась
В последний день зимы,
В ночь на весну,
И, словно эстафета,
Мой первый крик
Из полуночной тьмы
Был унесен
Уже весенним ветром...»
Эти строки пензенская поэтесса Лариса Яшина написала о себе. Она и в самом деле родилась в ночь с 28 февраля на 1 марта. В год, когда началась Великая Отечественная война.
Чуть более чем через месяц Ларисе Ивановне исполнится 72 года. А она говорит, что ей будет только 27 - те же 72, только наоборот. Задорная улыбка и бесенята в глазах - ну какая же она бабушка, в самом деле?!
ПИСЬМО В КРЕМЛЬ
«Отца своего я не помню, он встретил войну в Белоруссии, - говорит Лариса Ивановна. - Под Гомелем их обескровленная дивизия две недели удерживала немцев, рвущихся на Москву. Даже отбили два города: Рогалев и Жлобин. Раненым он попал в плен, оказался в Чехословакии, в концентрационном лагере, где умер в 1943 году.
Мне и моим сестре с братом отца заменил его хороший друг Анатолий Никифорович Сальков. Однажды, уже после Победы, мама, которой нелегко было в одиночку растить троих детей, сказала: «Вот ваш новый папа».
В семье стало четверо детей - у отчима был сын от предыдущего брака, тоже Анатолий. Он был старше меня на девять лет, и я, несмотря на свой юный возраст, сразу же в него влюбилась. Он стал для меня не только моим старшим братом, но и идеалом мужчины. Он тоже меня любил, я считала, что как младшую сестренку.
Но, когда Толя, уже тогда учившийся в столичном вузе, приехал и заявил, что, когда я закончу 10-й класс, он на мне женится, отец стал на него кричать: «Ты что, с ума сошел?! Хочешь жизнь ей испортить? Ты кого приведешь к своей матери? Дочь женщины, к которой ушел твой отец?
Уже перед смертью папа Толя признался, что жалеет о своем решении, что его сын только меня и любил».
Читать Лариса научилась в три с половиной года. Первое более-менее достойное стихотворение, как считает поэтесса, она написала 1 мая 1946 года, впечатленная парадом на Красной площади. К тому времени семья переехала в Подмосковье, поскольку Анатолий Никифорович получил новое место работы. Возвращаясь с родителями домой на электричке, девочка сочинила четверостишие:
«Идем мы,
флажки поднимая,
И звезды горят в небесах.
Мы празднуем 1 Мая
И слушаем крики ребят!»
Правда, позже поменяла строчку на «И звезды на небе горят», чтобы получилось в рифму.
«Бабушка рассказывала, что раньше под Новый год желания записывали на бумажке, которую прятали за икону. А у меня было самое заветное желание - поехать в пионерский лагерь «Артек». И вот перед Новым, 1953 годом сижу и думаю: «Ну напишу я записку с желанием, а иконы-то нет, один портрет Сталина на стене висит. Даже если за портрет вождя листок положу, он же не Бог, как о желании узнает?»
И тогда я написала письмо с адресатом: «Москва, Кремль, товарищу Сталину». Рассказала, какая я замечательная, круглая отличница, отец героически погиб на фронте, пишу стихи о Сталине.
Вложила в конверт три стихотворения о вожде и заодно туда же сунула вырванный из дневника лист с годовыми оценками за прошлый год.
Каково же было удивление и моих родных, и в школе, когда из Кремля пришла путевка в «Артек» на мое имя! Правда, в Крым я поехала в конце марта, уже после смерти Сталина».
На 12-летнюю Ларису уход из жизни вождя произвел сильное впечатление. В тот же день прямо в классе она села писать стихотворение «Тяжелая утрата». Учительница, увидев, кому посвящены стихи, тут же выпроводила всех школьников из класса, чтобы они не мешали девочке писать.
А когда произведение было готово, отнесла его в местную районную газету, где оно увидело свет и стало первым официально опубликованным стихотворением Ларисы Яшиной.
«Внезапная смерть унесла от нас
Борца за счастье народа.
Быстро, нежданно
наш светоч угас,
Дав людям мир и свободу.
Большую утрату
понес наш народ,
Мы больше печали не знали.
И память, и слава
о нем не умрет,
Всегда и повсюду он с нами.
Всегда и везде
он был средь людей
За Южным, Полярным кругом,
И был он учителем нас, детей,
Отцом, вождем и другом...»
ОЗОРНЫЕ ЧАСТУШКИ
После окончания школы Лариса Яшина поступила в Пензенский политехнический институт, где получила специальность инженера-механика. Полтора года проработала в НИИ, а затем не один десяток лет преподавала в альма-матер металловедение, прежде чем уйти на пенсию.
«Поэзия сопровождает меня всю жизнь, - говорит Лариса Ивановна. - Причем я не сижу за столом часами, взъерошивая в муках творчества волосы на голове.
Один из пензенских поэтов как-то рассказывал на собрании Пензенского отделения Союза писателей: «Я встаю в пять утра, сажусь за стол, творю до девяти часов. В девять жена мне ставит завтрак. Затем я снова пишу, и так до обеда. После обеда отдыхаю...» И я тут не сдержалась, вставила свои пять копеек: «А у меня жены нет...»
Домашнее хозяйство всегда было на мне. Я так и говорю, что мои стихи рождаются, когда я занимаюсь половым вопросом, то есть мою полы. Мне действительно нужно, чтобы руки были заняты каким-то делом, тогда и творческий процесс включается. Например, когда я писала 33 вставки в спектакль «Сирано де Бержерак», моя семья постоянно ела пирожки. Леплю, катаю тесто, а в голове появляются стихи».
Все мы знаем Ларису Яшину как лирического поэта. Но отметилась она и в таком, казалось бы, легкомысленном жанре, как частушки. Как-то мотыжила на даче в селе Проказна картошку. Обратила внимание, что одну картофелину колорадский жук не тронул, а другую всю объел. Соседку спросила, почему, - та говорит, что жук скороспелку не любит. И Яшина тут же выдала:
«Жук не любит скороспелку,
Хоть она красавица.
Скороспелка, словно... девка,
С ней ему не справиться!»
А вот еще про главный продукт:
«Нынче урожай картошки,
Ее ставят в первый ряд.
Только жаль, что от картошки
Лишь воротнички стоят!»
«Алла Тархова собиралась на конкурс «Эх, Семеновна!», звонит: «Лариса, через 15 минут у нас репетиция, срочно нужно сочинить частушки про электричество». А я в это время рублю капусту на зиму. Под работу мне хорошо думается, и я сочинила:
«Ты поближе придвигайся -
В темноте не стыдно.
Ведь политика Чубайса
Очень дальновидна.
Электричества излишки,
Вот и отключается.
А без света ребятишки
Чаще получаются».
А еще Лариса Ивановна может запросто сочинить... гимн. Вместе с пензенским композитором Романом Давыдовым она написала гимны для налоговой службы, министерства образования и даже для одной из политических партий. Для образования писала, лежа на больничной койке под капельницей, а налоговикам - вырезая смородиновые кусты на даче: «Дороги наши не пологи, Но цель отчетливо видна: Нужны законные налоги, Чтоб сильною была страна...»
ЗАБОТЛИВАЯ БАБУШКА
Лариса Ивановна души не чает в своих внучках и правнучке. С ними она готова возиться с утра до вечера. И этому даже тяжелая болезнь не помешала - несколько лет назад Яшиной ампутировали ногу.
«Многие на моем месте посчитали бы это концом, плюнули на жизнь, ушли в апатию, - говорит поэтесса. - Но я и в трудной ситуации сумела увидеть свои плюсы. Значит, Бог решил меня притормозить, чтобы я побольше проявляла усидчивости. И вот уже готовлю к публикации четвертую книгу! Когда бы я еще успела такое?! Уже в печати книга «Ах ты, Пенза, моя Пенза!»
Причем работаю не только над своими произведениями. Опубликовала чужую повесть «Восемнадцать лет бесправия» о ГУЛАГе - бывшего узника С. Хрупина. Сейчас подготовила второе издание книги «Ключи к тайнам Куприна» академика Альберта Цветкова. При этом сама открыла для себя массу интересного.
Оказывается, помещики Араповы, владевшие землями в Наровчатском и Нижнеломовском уездах, породнились не только с Куприными, но и с потомками Пушкина и Римским-Корсаковым. Эта книга, думаю, вызовет большой интерес.
Так что скучать мне некогда. Под рукой компьютер, Интернет, в голове масса идей... Вечером убаюкаю внучку, а сама к монитору, готовить очередную книгу. Так что вы обо мне еще услышите!»
Геннадий Марченко
«Молодой ленинец», № 4, 22 января 2013 г.
Гена, чудесный текст. Лиана.