«МЛ» уже сообщал о том, что с 17 октября 2012 года ведущие производители хлеба на 15% увеличили стоимость своей продукции. Отпускная цена батона «Нарезной» без упаковки выросла с 17,3 до 19,7 руб. Буханка «Пеклеванного» подскочила в цене с 19,68 до 22,64 руб., «Сеяного» - с 17,37 до 19, 98 руб., «Дарницкого» - с 17,49 до 20,11 руб.
Региональное управление антимонопольной службы признало такое повышение необоснованным, однако хлебозаводы отказались менять свою ценовую политику.
На прошлой неделе в администрации города чиновники собрались обсудить проблему.
«По расчетам наших аналитиков, на разнице между старой и новой ценой заводы заработали не менее пяти миллионов», - объявила замруководителя Пензенского УФАС России Татьяна Бутузова.
Согласно предписанию антимонопольной службы 2-й и 4-й хлебозаводы должны были добровольно снизить стоимость некоторых сортов хлеба до 15 декабря. Вместо этого гиганты отрасли - именно им принадлежит более 50% пензенского рынка - подали заявление в арбитражный суд.
По мнению заявителей, повышение ими цен на социально значимые сорта хлеба было экономически обоснованным, а решение антимонопольной службы - незаконным.
«По состоянию на 17 октября рост затрат хлебозавода уже составлял минимум 10%, - объясняет финансовый директор хлебозаводов № 2 и 4 Ольга Мурузина. - Если сравнивать цены на муку высшего и первого сорта с апрелем прошлого года, то она выросла на 52 и 47% соответственно. Возросли расходы на электроэнергию, газ и воду. Мы работаем, как и все предприятия, с учетом инфляции».
Заявления хлебозаводов приняты в производство. Их будут рассматривать во второй половине января. До решения арбитражного суда заявители имеют право сохранить прежние цены на свою продукцию.
«Выполнить предписание УФАС сегодня мы не можем, поскольку понесем колоссальные убытки, - заявил коммерческий директор хлебозаводов № 2 и 4 Юрий Леонов. - Но мы разработали в конце октября линейку социально значимых хлебобулочных изделий пяти сортов.
В числе социальных сортов батон «Пензенский» с отпускной ценой 13 руб. 46 коп., хлеб «Арбековский» (15 руб.), «Пшеничный» (12 руб. 34 коп.), «Пшенично-ржаной» (14 руб.) и «Солодок» (12 руб. 11 коп.)». Наша продукция на 70% реализуется в рознице и в магазинах шаговой доступности, а остальные 30% в сетях».
Начальник отдела потребительского рынка администрации города Надежда Миляева отметила, что пензяки не знакомы с такими сортами хлеба. Их не рекламируют, о них не рассказывают в магазинах.
«Я прошу пересмотреть рецептуру приготовления хлеба «Солодок», - сказала начальник Управления рынка продовольствия и лицензирования Пензенской области Нина Богач. - Понятно, что вы используете муку грубого помола и больше нет никаких добавок и ароматизаторов, но качество должно быть превыше всего.
Есть местные производители хлеба, которые могут составить вам хорошую конкуренцию. В городе открыто 20 торговых точек для продажи хлеба, а также работают ярмарки выходного дня».
«Хлебозаводы № 2 и 4 - монополисты на рынке, и для них везде горит зеленый свет, - возмутился индивидуальный предприниматель Николай Поповских. - А как производить хлеб дешевле, если качественная алтайская мука стоит 18 рублей. Да, местная башмаковская мука тоже неплохая. Но в прошлом году за кило мы отдавали 10 руб. 50 коп., а сегодня уже 16 руб. 50 коп.».
Для того чтобы бизнесмены могли расширить сферу сбыта своей хлебобулочной продукции, им предложили активно осваивать новые для них территории: Терновский и Центральный рынки, а также микрорайон ГПЗ-24, жители которого страдают от нехватки магазинов.
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 52, 25 декабря 2012 г.
"Нужно сказать, что все богачи, жившие в лунных городах, объединялись между собой в сообщества, которые назывались бредламами. Так, например, существовал сырный бредлам, в который входили владельцы сыроваренных фабрик; сахарный бредлам, объединявший всех сахарозаводчиков; угольный бредлам, объединявший владельцев угольных шахт, и так далее. Такие бредламы нужны были богачам для того, чтобы держать в повиновении рабочих и выколачивать из них как можно больше прибылей. Собравшись вместе, капиталисты договаривались между собой, какую заработную плату платить рабочим. Благодаря этому сговору никто не платил рабочим больше той суммы, которую капиталисты установили сообща, и рабочие, сколько ни бились, никак не могли добиться улучшения условий жизни. Кроме того, бредлам устанавливал цены на выпускаемую продукцию: например, на сахар, на хлеб, на сыр, на ткани, на уголь. Никто не имел права продавать товары дешевле установленной бредламом цены, благодаря чему цены постоянно держались на высоком уровне, что опять-таки было очень выгодно для фабрикантов."