Настоящий врачебный консилиум собрался в Пензе на минувшей неделе. В наш город приехали профессора из ведущих российских центров по профилактике и борьбе со СПИДом. Вместе с чиновниками они искали ответ на сложнейший вопрос современности: как предотвратить распространение инфекции? Ведь радикального лекарства против ВИЧ пока нет.
ХУЖЕ ТОЛЬКО В АФРИКЕ
Главным героем встречи стал Вадим Покровский, руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Он никого не собирался с порога запугивать. Но по-другому реагировать на страшные цифры статистики просто не получается!
«Такой катастрофической ситуации еще никогда не было!.. - огорошил собравшихся Вадим Покровский. - ВИЧ-инфекция выявлена уже у 1% взрослого населения России. Думаете, это мало? А если я вам скажу, что в России этим заражаются 200 человек в день? Да наша страна вообще по уровню заболеваемости СПИДом на втором месте в мире - хуже обстановка только в Африке...
И показатели будут еще хлеще, ведь заболевание может протекать в скрытой форме около шести лет. Поэтому я не удивлюсь, если к концу этого года в стране уже насчитают около 700 тысяч ВИЧ-инфицированных.
В прошлом году в России было зафиксировано более 60 тысяч новых случаев. Больше всего - в Сибирском, Приволжском и Уральском округах. В Пензенской области с начала 2012 года больных СПИДом стало больше на 190 человек...»
БОЛЕЗНЬ СТАРЕЕТ
Любопытные подробности выясняются. Оказывается, в сложившейся ситуации виновата в том числе и... виагра. И иже с ней. «Раньше основным способом передачи заразы были инъекции, а теперь все чаще люди заражаются СПИДом половым путем, - поясняет Вадим Покровский. - И виной всему - секс-индустрия! Посмотрите, сколько препаратов для повышения потенции можно найти даже в захудалой аптеке! С их помощью мужчины продлевают себе половую биографию и несут заразу в массы...»
Группы риска поэтому тоже изменились. Болезнь в целом стареет. За последние годы заметно выросло число больных в возрасте 35-40 лет. Таковых уже 41%. Еще 10-11 лет назад их было всего 5%.
В общем, факты - вещь упрямая: в России каждый 40-й мужчина и каждая 50-я женщина больны СПИДом. В прошлом году от него умерло 120 тысяч человек.
«Основная проблема в том, что в последнее время никто не занимался профилактикой СПИДа, - разводит руками профессор Покровский. - Старались выявлять, а не предупреждать. В то же время на лечение больных ежегодно тратится 17 млрд рублей из федерального бюджета. И, если не изменить ситуацию, через несколько лет средств понадобится в разы больше.
Однако что-то мы все слишком толерантны к проблеме... Все уверены, что вот лично меня это не коснется. Совсем недавно редактор одного из столичных еженедельников скончался от ВИЧ-инфекции. И он даже не подозревал о своем диагнозе! Его обследовали абсолютно на все болезни, но тест на ВИЧ сделали только перед самой смертью...»
ЛЕКАРСТВА НЕТ И... НЕ БУДЕТ?
Ну вот, казалось бы, XXI век на дворе. Почему же до сих пор никто не придумал лекарства от ВИЧ? «30 лет фарминдустрия, медики и биологи бьются над этой проблемой, - качает головой руководитель Приволжского окружного центра по профилактике СПИДа Николай Носов. - Но созданные препараты способны лишь поддерживать в человеке жизнь...
Увы, ожидать радикального прорыва в лечении не следует. ВОЗ ведет список заболеваний, которые передаются так же, как ВИЧ, и их 31 штука. Все они вызываются вирусами, бактериями, простейшими, но для каждого из них просто невозможно разработать вакцину.
Поэтому выход только один: пользоваться резинотехническими изделиями. Да-да, я о презервативах. Понятно, что и швейцарские банки сегодня 100%-й гарантии не дают, но в ближнем бою это средство работает эффективнее, чем бронежилет».
Корреспонденту «МЛ» удалось попасть на аудиенцию к Вадиму Покровскому. И вот что выяснилось в процессе беседы.
- Правда ли, что раньше эпидемиологическая ситуация в стране была спокойнее? И что случилось?
- Да, увы, с каждым годом она ухудшается. Вирусы-то мутируют. И каждый год мы выявляем новые случаи заражения СПИДом: 10 лет назад в год заболевало 35 тысяч человек, а теперь уже 70 тысяч.
Портят дело и нечистые на руку представители фармрынка и медицины, которые распространяют слухи о том, что СПИД лечится, тем самым притупляя человеческую бдительность.
- СПИД липнет к нам из-за ослабленного иммунитета?
- Нет, проблема не в этом. Главная наша беда - наркомания.
- Могут ли такие заболевания, как африканская чума или птичий грипп, являться на самом деле биологическим оружием против России?
- Конечно, такие разработки никогда не прекращались. Всегда можно ожидать, что подобные заболевания будут использовать в своих целях какие-то государства.
Пока что, к счастью, эксперименты по применению такого оружия по отношению к России были неудачными. Но это лишь напоминает о том, чтобы мы принимали все меры безопасности и ужесточали законы.
«А вы с собой презервативы носите?» - хитро посмотрел на коллегу Вадим Покровский. «Нет, но в любой гостинице их можно найти без проблем», - уклончиво ответил Николай Носов. «Ну и зря!» - отрезал профессор и на глазах у изумленных журналистов вытащил из кармана «изделие № 2». «И в сумочке каждой женщины он должен быть!» - заявил столичный гость, патетично потрясая латексной штучкой.
ПЕНЗА ПОД ПРИЦЕЛОМ
Что касается Пензы, то первый случай заболевания в нашем регионе был зарегистрирован еще в 1988 году. А на сегодня в Сурском крае проживают 1 268 ВИЧ-инфицированных.
«Началось все с Кузнецка, который расположен на трассе наркотрафика Москва - Самара, - констатирует главный врач областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом Татьяна Батракова. - Неблагополучны также Пенза, Иссинский, Лунинский и Камешкирский районы.
Везут заразу и из других регионов. Причем никакие не гастарбайтеры, а сами пензяки, уехавшие на заработки. Сегодня 54 тысячи (!) пензяков находится на заработках в Москве. И многие привозят домой не только приятную сумму денег, но и целый букет инфекций, в том числе и СПИД.
Главная наша головная боль - ситуация с обследованиями. Люди никак не хотят проверяться! В этом году три пензячки рожали дома и ни разу не показались врачам. Одного ребенка привезли в больницу только через пять дней... А вот в той же Чечне перед регистрацией брака все женихи и невесты обязательно проходят тест на ВИЧ!»
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 46, 13 ноября 2012 г.