Писать о премьерных спектаклях - дело не слишком благодарное. Потому что внезапный и шумный успех премьеры вполне может обернуться такой же внезапной беспомощностью уже на втором показе, и только к шестому-седьмому представлению, когда спектакль, что называется, устанавливается, входит в колею, становится ясно, что же на самом деле получилось.
«Господа Головлевы» в Пензенском драматическом в минувшую субботу прошли в четвертый раз. И, что показательно, все четыре раза - с успехом.
Первая премьера предъюбилейного 220-го сезона оказалась одной из самых долгожданных и неоднозначных.
Зрители, знающие роман неизменно желчного Салтыкова-Щедрина, роман отнюдь не светлый и не радостный, а порой и просто страшный, - гадали, как воплотится на сцене жесткая проза бывшего пензенского председателя казенной палаты.
Люди, романа не читавшие и знакомые с ним лишь в популярном пересказе, опасались чего-то унылого и занудного.
Но всех без исключения влекли на премьеру имена исполнителей главных ролей - заслуженной артистки России Галины Репной в роли матери семейства Головлевых Арины Петровны и заслуженного артиста России, худрука театра Сергея Казакова в роли Порфирия Головлева по прозвищу Иудушка.
Это был тот случай, когда скептики в очередной раз оказались посрамлены. Благодаря мощной и жесткой - в соответствии с материалом - режиссуре Дмитрия Петруня, известного своими работами в столичных театрах («Табакерке», Вахтанговском, имени Гоголя, на Малой Бронной) и в кино («Черкизона», «Спальный район» и т. п.), спектакль вышел резким, бескомпромиссным, порой шокирующим (чего стоит внезапно появляющееся подвешенное тело Головлева-отца, или вода, которой в гневе окатывает Иудушка свою любовницу Евпраксеюшку, или кровь на лице Иудушкиного сына Петеньки, которого отец буквально «приложил мордой об стол»), но в то же время - пронзительным и сочувственным к героям.
В спектакле заметен любой, даже эпизодический и бессловесный персонаж, у каждого своя жизнь, своя сценическая партия. Поэтому не хотелось бы особо выделять никого (хороший спектакль ценен, прежде всего, своим ансамблем), но все же не сказать о работах двух уже упомянутых заслуженных артистов нельзя.
Тем более что образы, созданные Сергеем Казаковым и Галиной Репной, действительно самые объемные, динамичные, проживающие полнокровную сценическую жизнь: Арина Петровна - полновластная хозяйка-помещица вначале и потерявшая рассудок приживалка под конец; и Иудушка - сначала смирнехонький «маменькин сынок», потом - расчетливый делец, спокойно прибирающий к рукам все фамильные имения, и наконец - почти разрушенный одинокий старик, чем-то похожий в спектакле на гоголевского Плюшкина.
Страшные призраки загубленных родных с мешками на голове предстают перед Порфирием-Казаковым в финале, и он поспешно бросается к ним, пытается поднять падающие на него тела - да уж ничего не исправить...
Независимо от того, понравился кому-то спектакль или нет, все в один голос утверждали: в театре произошло событие. А значит, есть серьезный повод для разговора.
Кстати, 9 ноября, сразу после 6-го спектакля «Головлевых», пройдет зрительское обсуждение, где сможет высказаться каждый желающий.
Виталий Соколов
«Молодой ленинец», № 42, 16 октября 2012 г.
Хрень какая-то! Писать что ли не о чем?