«Я всадник и завоеватель. Все остальное - пыль под копытами моего коня. А моя супруга - это та единственная, которой я позволил идти рядом, держась за стремя».
Такова одна из семейных заповедей Егора Загребаева. И жена Татьяна не видит тут никакой дискриминации. Настоящая русская женщина и должна быть «за мужем». Иначе в чем тогда счастье?
Обычная арбековская квартира. Но входишь в нее и попадаешь в сказку, да еще как будто на машине времени! В чашках душистый чай на травах.
Хозяйка в домотканом платье делит ароматный пирог ножом с затейливой резной ручкой. Глава семейства восседает на сундуке-диване - аки на троне (сам сделал его по образцу XIII века). А маленькая Варя заплетает косу тряпичной куколке.
Загребаевы - особая семья. И не только потому, что много лет занимаются исторической реконструкцией в клубе «Святогор». Просто у них взгляд на жизнь свой: психотерапевт и невролог растят дочь в православной вере, а в вопросах воспитания следуют мудрым заветам древних славян.
ФИТНЕС ПО-БОГАТЫРСКИ
Еще лет 12 назад на Егоре и Тане никак нельзя было представить таких одеяний. Студенты-медики носили черные свитера, косухи и рюкзаки из джинсов. Их даже в шутку называли близнецами. Парень и девушка вправду были не разлей вода: вместе готовились к нескончаемым семинарам, штудировали медицинские энциклопедии, ходили в прозекторскую...
«Как раз в ту пору я попал в «Святогор», - вспоминает Егор Загребаев. - История давно меня увлекала. Но одно дело учебники, и совсем другое - «living history», история своими руками.
Как уверяет молодой человек, многие древние премудрости теперь помогают ему в жизни. Например, славяно-горицкая борьба развивает координацию и реакцию. «Я перестал падать на улицах в гололед! - улыбается Егор. - Научился быстро, но плавно перемещать вес тела: за счет этого и уклоняешься от удара».
Историческое фехтование тоже замечательный фитнес. Несколько часов виртуозного обращения с килограммовым мечом - и уже никакая «качалка» не нужна. А вот пудовые мечи, которыми якобы орудовали былинные витязи, - это выдумка. Как известно, и трава раньше была зеленее, и вода мокрее...
НА ДАЧУ, НА СВЕТЛОЯР!
Татьяна вслед за любимым тоже заинтересовалась реконструкцией. Начала осваивать старинную технику плетения, сшила льняную рубаху и занялась крашением тканей. «Морена, толокнянка, квасцы... С чем я только не экспериментировала! - улыбается Таня. - На плите стоял огромный бак, а мамина ванна была в прелестных розовых разводах. Отмылась она только через пару лет».
Пока сверстники проводили уик-энды в киношках-кафешках, Таня и Егор ездили в исторические походы. Первым стал декабрьский праздник Коловрат, его с единомышленниками отметили на опушке леса огромным костром и пиром на весь мир. А затем понеслось: Подмосковье, Новгород, Псков, Ярославль, легендарный Ильмень.
«А уж на Светлояр мы вообще ездили как на дачу!» - смеются супруги.
ПО АРБЕКОВУ КОНИ ЦОКАЛИ
Скоро сказка сказывалась, да не скоро дело делалось. Так же и у Загребаевых: лишь три года назад они вдруг поняли, что можно и пожениться. «Но для нас главным было венчание, - признаются они. - А веселую церемонию мы устраивали для друзей».
Все Арбеково запомнило ту феерию: жених ехал к дому невесты по проспекту Строителей на лихом коне. А за ним следовала дружина - в расписной коляске.
Таня ждала в родительской квартире. Свадебное платье было уже на ней, а костюм жениха висел на вешалке. Ну а затем коляска двинулась к Дворцу бракосочетания, бесцеремонно обгоняя лимузины.
Друзья подарили молодым роскошный самовар «тысяча невестьсот затертого года», который теперь украшает кухню. А еще порадовали песнями под гусли и огненным шоу.
СТАРОРУССКИЙ АЙПАД
Долго ли, коротко ли, а через год у четы появилась Варя. И сразу очутилась в сказке.
«Этим летом мы взяли дочку на ее первый фестиваль реконструкции «Волжский путь» под Ульяновск, - улыбаются родители. - Никаких детских смесей или пижамок не запасали: Варя ела то же самое, что и мы, а спала на шкурах в шатре. Мы ей так и сказали: едем в волшебную страну!»
У Варвары уже есть целый комплект облачения: рубаха, войлочная валяная жилеточка, кожаные поршни на ноги. И персональная деревянная ложечка - ее дети носили на поясе, как и взрослые. А заветный папин сундук - любимое хранилище кладов.
Еще бы! Там столько всего: две лисьи шкурки, домотканые полотенца (их реконструкторы скупали у бабушек в деревнях), вязаные иглой (а не крючком!) рукавицы, костяные солонки, настоящее огниво (на фестивалях спички и зажигалки отсутствуют как класс!).
«А вот это средневековый айпад, - смеется Егор, держа на ладони резную книжечку. - Внутри две восковые странички. Выводишь на них писалом что-то типа: «Ах ты, козодой такой! Я от тебя третьего дня жду 10 гривен. А ты, пес, до сих пор их не прислал!» Книжечка запечатывается сургучом и отдается гонцу. Тот и несет ее «козодою».
Впрочем, торговцы использовали эту штуку и как блокнот: если воск нагреть, он опять становится гладким».
Наша беседа затянулась более чем на два часа. Так не хотелось покидать этот гостеприимный дом! Надеюсь, у Егора и Татьяны когда-нибудь будет свой дом и целая ватага ребятишек, о которых они мечтают. Ведь на таких людях, как говорится, Русская земля и держится.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 38, 18 сентября 2012 г.
Не поняла, к чему здесь название про троих детей.