«В этой комнате у нас спят четверо старших сыновей и бабушка с дедушкой. В другой - я с супругом, дочка и годовалые двойняшки. Ну а в третьей - младший брат, старший брат с супругой и сестра с мужем, - начинает рассказ о своем житье-бытье Марина Инюткина. - Всего здесь проживают 16 человек».
Половина дома из трех комнат, несколько соток земли и семь ребятишек - вот богатство Марины и Ивана Инюткиных из села Соловцовка. Скоро в их семье появится восьмой малыш, и 67 квадратов общей площади придется делить уже на 17 человек.
«Получается, что на каждого члена моей семьи приходится меньше четырех метров, - грустно вздыхает 30-летняя женщина».
В комнате, где мы разговариваем, вокруг компьютера собрались ее сыновья - 11-летний Слава, 10-летний Саша, 8-летний Никита, 6-летний Женя. В двух кроватках спят годовалые двойняшки Артем и Роман. К Марине прижалась ее дочка, 4-летняя Арина.
«Когда старший сын пошел в первый класс, я впервые рассказала главе администрации села о том, что мы сильно нуждаемся в новом жилье, - говорит Марина. - Жить в таком доме с каждым годом становится все невыносимее.
Стены в нем постоянно протекают. Обои приходится переклеивать почти каждый сезон. Ребятишки из-за сырости часто болеют. Все, что нам предложили, - это купить полуразвалившийся дом в селе. Но это же не выход из ситуации!»
Заходим в одну из комнат. На 12 метрах умещаются 5 кроватей. Просто глазам своим не веришь! Но именно так живут Инюткины.
«В 1989 году всем многодетным семьям в нашем селе давали жилье, - присоединяется к разговору мать Марины Надежда Меркулова. - Дали и нам. Тогда я еще в совхозе работала. Дома строили на заболоченных землях. Этот дом даже в жаркую погоду до конца не просыхает. Отсюда и проблемы со здоровьем».
Инюткины сначала пытались решить проблему самостоятельно. Сначала поехали в администрацию Кондольского сельсовета, к которому относятся, за помощью. Там им посоветовали написать заявление и представить документы на получение единовременной помощи на улучшение жилищных условий в размере 500 тысяч рублей.
«Мы обрадовались, решили, что вскоре получим эти деньги, купим какой-нибудь дом, - продолжает женщина. - Я же еще имею право воспользоваться материнским капиталом в размере 387 640 рублей, который мне положен после рождения Арины. Получалась сумма, за которую вполне можно купить приличное жилье в Соловцовке. Начали подыскивать себе дом».
Сначала семья нашла в соседнем селе Оленевка деревянный дом за 900 тысяч рублей. Но поскольку документы на получение 500 тысяч рублей еще не были готовы, купить его не получилось. Упустили Инюткины и 3-комнатную квартиру, которую в их родном селе продавали за 600 тысяч.
«Сейчас и не встретишь такую дешевле, чем за миллион, - вздыхают Инюткины. - Когда мы звонили в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области по поводу единовременной помощи, нам сказали, что мы первые в очереди на получение денег. Шутка это была, что ли? Приехали как-то раз социальные работники и говорят: «Слышали, вы сильно нуждаетесь в жилье. Так вот, никто для вас его не приготовил. Если хотите, берите ипотеку».
А когда мы поинтересовались, чем детей кормить будем, услышали в ответ, что это наши проблемы.
Некоторые и вовсе думают, что мы детей рожаем для того, чтобы жить на детские пособия. Но мы не забулдыги какие-нибудь, муж у меня работает на пилораме. Летом всей семьей трудимся на огороде, выращиваем овощи, картофель. А надо - и по ягоды в лес ходим. Потом из них варенье, компоты варим».
Три раза в день Инюткины готовят еду в большой десятилитровой кастрюле. Сначала стол накрывают для одних детей, затем для других. И только потом очередь доходит до взрослых.
Что можно добавить к этой истории? Только то, что на бумаге демографическая проблема выглядит совсем не так, как в жизни...
Алена Фролова
«Молодой ленинец», № 28, 10 июля 2012 г.
вот это да!!!!!!!вот это условия! как же ещё умудряются ребятишек извините мастярить при таком колличестве домоцатцев! да и ребятишек вечером надо всех купать, а там не развернуться наверно!