В музее-заповеднике «Тарханы» началась разработка проекта реконструкции части часовни, где покоится прах Михаила Лермонтова. В связи с этим доступ к гробу поэта временно закрыт, и вполне возможно, что в этом году гости Лермонтовского праздника не смогут поклониться праху нашего великого земляка. Об усыпальнице поэта сложено немало легенд, в которых правда частенько перемешана с вымыслом, но из песни, как говорится, слова не выкинешь...
СВЯЩЕННИК СПРЯТАЛ КЛЮЧИ ОТ ХРАМА
Когда прославленный «покоритель и проконсул Кавказа» генерал Ермолов узнал о гибели поэта, то сокрушенно покачал головой: «Уже я бы не спустил этому Мартынову. Я спровадил бы его. Там есть такие дела, что можно послать да, вынувши часы, считать, через сколько посланного не будет в живых. И все было бы законным порядком». Все остальные также считали, что Мартынов - хладнокровный убийца, которому нет оправдания.
17 июля весь Пятигорск собрался на похороны поэта.
«Представители всех полков, в которых Лермонтов волею или неволею служил в продолжение короткой жизни, явились почтить последней почестью поэта и товарища, - оставил воспоминания декабрист Лорер. - На плечах наших мы вынесли гроб из дому и донесли до уединенной могилы кладбища на покатости Машука.
По закону священник отказался было сопровождать останки поэта, но вскоре сдался, и похороны были совершены со всеми христианскими и воинскими обрядами. Печально опустили мы гроб в могилу, бросили со слезою на глазах горсть земли, и все было кончено».
Видимо, автор мемуаров многого не знал. Только после того, как отец Павел (Александровский) получил разъяснения от следственной комиссии, что смерть Михаила Юрьевича на дуэли не должна быть причислена к самоубийству, он согласился отпеть покойного. Однако второй священник, Василий Эрастов, тайком забрал ключи от храма и скрылся, а поэтому поэта в церкви не отпевали.
ПЕЧАЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Дадим нашей машине времени обратный ход, чтобы вспомнить о судьбе родных будущего поэта. Красавец Михаил Арсеньев слыл на всю округу хлебосольным хозяином и галантным кавалером. В уезде поговаривали о многих его амурных похождениях.
Тому была веская причина: после рождения дочери Марии Елизавета Алексеевна «захворала женской болезнью» и Михаил Васильевич быстро к ней охладел. Однако супруга Елизавета ревновала мужа лишь к одной женщине - соседке-помещице Мансыревой.
На празднование нового, 1810, года бравый кавалер и пригласил свою пассию. А когда узнал, что зазноба не приедет, поскольку Елизавета Алексеевна пригрозила сопернице скандалом, Арсеньев принял яд.
Существует и другая версия самоубийства деда поэта. Якобы в свое имение из действующей армии вернулся муж Мансыревой и пообещал разобраться с любовником по-мужски. Где правда, сейчас, по прошествии уймы времени, разобраться непросто.
«Оскорбленная и разгневанная Арсеньева не стала проливать слезы над хладным трупом мужа, - написал в своей книге «Лермонтовские Тарханы» Петр Фролов. - Она немедленно уехала с 15-летней дочерью в Пензу, бросив будто бы в его сторону жестокие и несправедливые слова: «Собаке собачья смерть!»
Хотя тело покойного не отпевали, но слуги не решились хоронить барина за кладбищенской оградой, как того требовали церковные каноны. Со временем остыла и барыня. Она установила на могиле мужа серый гранитный памятник и узорную решетку из кованого железа.
А через семь лет скончалась и дочь Елизаветы Алексеевны Мария Михайловна. Причина - скоротечная чахотка. Возможно, на ходе болезни сказались и измены мужа Юрия Петровича с бонной Мишеля Сесильей и крепостными девками.
В свое время об этом узнал и Миша, что не могло не наложить отпечаток на его нервную натуру.
ПОЧЕМУ НЕ ВОЗЛЕ ЦЕРКВИ?
У многих посетителей «Тархан» возникает вопрос, а почему прах поэта захоронен не возле храма Михаила Архистратига, а в часовне, что в десятках метров от церкви?
Известно, что помещики и члены их семей находили последний приют на почетном месте - у восточной стены храма. Но и Михаил Васильевич, и Мария Михайловна, да и сам Михаил Юрьевич лежат достаточно далеко от церкви.
Ответ на этот вопрос можно найти все в той же книге «Лермонтовские Тарханы». Автор пишет: «...когда умерли дед и мать Лермонтова, церкви еще не было. Ее начали строить в 1826-м, а закончили в 1839-м. В 1840-м она была освящена. Михаила Васильевича и Марию Михайловну похоронили, как и следовало, у восточной стены.
Только это была старая деревянная церковь Николая Чудотворца. С началом строительства новой ее снесли. Новую поставили в некотором удалении, к северу от того места, где стояла прежняя. Так и оказались захоронения в стороне».
Кстати, старый храм не уничтожили. Его разобрали по бревнышку и перенесли на сельское кладбище. Служили в нем еще и в 1920-м. А разрушилась церковь, которую оставили без ухода, уже в 1935 году.
ИЗ РАССКАЗОВ ИРАКЛИЯ АНДРОНИКОВА
В 1959 году на «Ленфильме» вышло несколько моноспектаклей с участием известного литературоведа Ираклия Андронникова. Одна из новелл называлась «Земляк Лермонтова». В ней рассказывается об Андрее Исаеве, стороже из Тархан, который по своей инициативе водил экскурсии к часовне.
«Как узнала бабка, что погиб ее внучек, то очень убивалась, - цитирует Андрея Ефимовича Андронников. - Так плакала, что ослепла, веки не поднимались, руками их держала. Вот вызвала она к себе Андрея Соколова и Ивана Витюкова. Говорит: «Он вас любил, я вам доверяла его живого. Ступайте на Кавказ, привезите его сюда».
И вот на двух тройках гроб везут. Бабушку навстречу выводят.
«Доставили?» - спрашивает. - «Да». - «Это что, Мишенька?» - «Да». А что на деревне слез! Любили его все. В четвертом - пятом поколении вспоминают. А бабка что? Властелинка, самодурка, крепостница... Уже сколько лет экскурсии вожу, а все равно волнуюсь».
Конечно, все было не совсем так. Но в целом верно. На Кавказ отправились верные слуги Арсеньевой. Они раскопали могилу, вынули гроб и поместили в свинцовый ящик. В январе 1842-го домовину доставили в Тарханы. Позже на месте захоронения поэта бабушка возвела часовню.
КАК ВСКРЫВАЛИ СКЛЕП ЛЕРМОНТОВА
Начиная со второй половины 1930-х годов в Тарханы в связи с открытием музея зачастили писатели, поэты, искусствоведы, историки, реставраторы... Среди них и пошли разговоры о будто бы разоренном лермонтовском склепе. Поэтому было принято решение «на осмотр захоронения». 5-6 декабря 1936 года специальная комиссия занялась этим делом.
«Пол в часовне во многих местах дал глубокие трещины, - говорится в акте осмотра. - Каменная ограда, вплотную примыкающая к стене, была нецелесообразно разобрана, что нарушило твердость пласта под часовней и увеличило осыпание земли».
Но самое необычное заключалось в следующем: «на глубине более метра был обнаружен и вскрыт склеп, в котором никакого гроба не было». Члены комиссии впали в ступор. Несколько истлевших костей, золотой крестик, куски шелка и часть черепа. Местный врач Сойнов уверенно высказался в пользу того, что это останки Елизаветы Арсеньевой. А где же гроб с прахом поэта?
После совещания решили вскрыть полы в правой стороне часовни. Вынули несколько кирпичей и в проеме увидели четырехугольный металлический ящик. Первым в склеп спустился чекист Чегодаев. Оказалось, что все разговоры о разорении захоронения - миф. «Комиссия с удовлетворением отмечает хорошее состояние гробницы поэта», - значится в документе.
Позже было принято решение о создании мавзолея Михаила Лермонтова. В часовне вскрыли пол, пробили под ним траншею прямо к склепу, разобрали боковую стену и установили металлическую решетку. Примерно так все и осталось на сегодняшний день. Хорошо это или плохо? Не знаю. Сколько людей, столько и мнений.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 27, 3 июля 2012 г.