Как бы ни ругали пензяки общественный транспорт, в прошлом году они совершили на нем свыше 94 миллионов поездок! 63% горожан пользуются общественными колесами, которые развозят их по 83 маршрутам (30 - автобусов большой вместимости, 6 - троллейбусных и 47 - маршрутных такси). Всего автопарк Пензы в 2011 году насчитывал 1 184 единицы, и в среднем ежедневно на дороги выезжали 230 автобусов, 90 троллейбусов и 730 маршруток.
Кроме того, с весны до осени автобусы возили дачников по 33 маршрутам по льготному тарифу. На эти цели из городской казны было потрачено более 21 миллиона рублей. Кстати, в этом году открытие дачного сезона планируется с 29 апреля.
ПЕРЕД НАМИ ДВА ПУТИ
Горожане просят создать новые маршруты, соединяющие разные концы города, например, Терновку с Окружной, Согласием, мясокомбинатом. Но для этого нужен резервный подвижной состав. А его нет. Приобретение новых машин - главная головная боль транспортников.
«Обновление подвижного состава неизбежно, - утверждает начальник городского управления транспорта и связи Надежда Козенко. - У нас есть две возможности сделать это.
Во-первых, с 1 января 2012 года действует областная программа «Доступная среда». Согласно этой программе Пенза может направить 18,5 миллиона рублей для приобретения транспорта для пассажиров, которые передвигаются с трудом, в том числе инвалидов. Но условия таковы: 50% средств выделяет областной бюджет, 50% - город. Таким образом, участие в программе возможно лишь в том случае, если Пенза сможет выделить из казны 9,25 миллиона рублей.
Второй вариант таков. В апреле прошлого года председатель Правительства РФ Владимир Путин дал федеральным министерствам поручение обновить автопарк - автобусы, троллейбусы, трамваи. Программа предусматривает, что 30% средств выделяет федеральный бюджет, а 70 - регион и муниципалитет».
ТРОЛЛЕЙБУС БЕЗ УСОВ
По словам Надежды Козенко, приоритет будет отдаваться экологически чистому транспорту. И речь не только о троллейбусах, но и о так называемых экобусах. «Это тот же троллейбус, только он без «усов» и работает на сжатом газе», - пояснила Надежда Козенко.
«В Пензе следует развивать троллейбусное движение, - считает начальник управления транспорта и связи. - Троллейбус - экономически выгодный транспорт: его КПД составляет 98%. В последний раз мы продлевали маршрут «девятки» до улицы Клары Цеткин - это было в 2006 году. После реконструкции Окружной можно будет пустить троллейбус от улицы Мира до Калинина, разработан проект продления маршрута № 9 до больницы № 4 в Согласии».
ДЕНЬГИ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ?
Еще одна болевая точка - кадры. На 1 апреля 2012 года муниципальному транспорту не хватает 155 водителей и 98 кондукторов. Причина простая: низкая зарплата. У водителей она в среднем составляет 19 тысяч рублей, у кондукторов - 11-12 тысяч (это «грязными», а «чистыми», соответственно, на 13% меньше).
По словам Надежды Георгиевны, это самая низкая зарплата в отрасли. «Конечно, есть отдельные водители, которые зарабатывают по 35 и даже по 40 тысяч рублей, но какой ценой! - волнуется она. - Им приходится перерабатывать, а если учесть напряженность работы, состояние дорог и пробки, то понятно, что следует всерьез задуматься о безопасности дорожного движения».
И еще один важный нюанс. Тариф, который позволяет муниципальному транспорту выживать (но не развиваться), - 16 рублей 3 копейки. Горожане же платят за поездку в троллейбусе 10 рублей, в автобусе - 11. Остальное компенсирует город. В прошлом году убытки транспортников составили 82 миллиона рублей.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Депутат Пензенской городской думы Андрей Фомин:
«Если тенденция в сфере транспорта сохранится, то после того как отгремят юбилейные фанфары, к осени 2013 года в городе Пензе пассажирского муниципального транспорта не будет. Износ машин составляет 90 - 95%, ремонтники - люди постпенсионного возраста, водителей не хватает. Во всем мире муниципальный транспорт - дотационная сфера. Поэтому городские власти должны задуматься о его финансировании. А депутаты должны занимать более активную позицию в формировании бюджета пассажирского транспорта города Пензы».
«Молодой ленинец», № 16, 17 апреля 2012 г.