Чтобы добраться с одного конца Пензы до другого в утренние или вечерние часы, надо затратить о-го-го сколько времени и нервов! А где заторы круче - со стороны Терновки, Арбекова или Севера, - сказать трудно.
Но с восточной и южной стороны (Барковка, Манчжурия, Ахуны, ГПЗ) - это нечто грандиозно-мифическое, поскольку здесь автопотоки сливаются в один узенький на улице Измайлова возле моста-долгостроя.
Причем здесь начинается развилка с односторонним движением, и в часы пик скорая помощь, например, зная, что в правом по ходу тромбозном потоке ей ни за что не прорваться, включает во всю мощь сирену, сворачивает налево и несется с ревом против движения.
Мост же, на который возлагается надежда хоть мало-мальски снизить гипертонику движения, вот уже который год - ну никак! - не решится перешагнуть через Суру. Ну а пока возле него - сущее столпотворение.
Около Горбатова переулка к Измайловскому суперпотоку присовокупляется еще и говорливый ручей из Нахаловки, и образовавшаяся таким образом двухвостая гидра тупо упирается в игольное ушко проезда под насыпью железной дороги.
Здесь-то водители и начинают выкамаривать кто во что горазд. Дорожные правила тут как бы совершенно неуместны, посему частенько присутствующие здесь гибэдэдэшники почти не вмешиваются в процесс виртуозной автокамарильи. Да и куда им против водоворота жизни!
Именно здесь происходят чуть ли не ежедневно столкновения маршруток, автобусов, грузовиков и прочих средств передвижения. А то и так бывает: нечаянно клюнет шнобелем-стрелой какой-нибудь зазевавшийся автокран в несущую балку перекрытия железнодорожного моста, так что гул до второй и третьей Пензы стоит; или какой-нибудь большегруз забудет про свои габариты и - бац! - в то же место да в который раз...
Слава Богу, вроде ни одной еще железнодорожной катастрофы не произошло. Но ведь все до поры до времени - тьфу-тьфу через левое плечо!
Но вернемся к городскому движению, к юго-восточному. Чтобы в час пик добраться, например, от ГПЗ до Центрального рынка, это мешок нервов извести!
Транспорт переполнен, люди буквально душатся в давке, чтобы влезть в автобус или маршрутку и не опоздать на работу, а главное - проклятый пробочный медляк. Терпеть не могу! Потому лично я предпочитаю пересекать это пространство пешим ходом - всего-то три-четыре километра.
А в последнее время заметил, что сотни других людей стали моими подражателями: смотришь, подхватив ноги в руки, чешут мои хорошие (мужчины, женщины, молодые, пожилые) пешкодралом - одни из Маньчжурии, другие с ГПЗ, третьи из Нахаловки.
«Чей-то вы?!» - спрашиваю. «Экономия! - смеются сердешные. - И деньги экономим, и время, и здоровье!»
Вот, оказывается, почему растет благосостояние пензяков и мало-помалу снижается смертность. Оригинальный рецепт, между прочим! Пора с другими малыми городами поделиться секретом.
Москве и Шанхаю наши пешие прогулки, конечно, не подойдут: там другие расстояния и цены. Хотя ценности одни и те же, одна из которых - жить бы поспокойнее да без нервов. Но куда там!
Во всяком случае, мы, живущие в Ахунах, Манчжурии, на Барковке, ГПЗ, Маяке и в Нахаловке, ждем не дождемся, когда мост-долгострой, выгнув спину, перемахнет могучим зверем через солнечную Суру и все мы - пешеходы, пассажиры, водители, гаишники... и городское начальство - разом облегченно вздохнем: «Ух ты, наконец-то!»
Виктор Сазыкин
«Молодой ленинец», № 14, 3 апреля 2012 г.
Слог и стиль изложения-отвратительны! По-сути-правда.