У преподавателя Пензенского художественного училища Елены Кислицыной очень редкая профессия - реставратор икон. За четыре года через ее умелые руки прошло более 60 образов, в том числе 13 из картинной галереи, 18 - из коллекции Виктора Батурина, которые он передал в дар храму села Зубрилово, а также образы из церквей губернии и других регионов (Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Новгорода, Тамбова, Мордовии).
«Вообще-то, я собиралась заниматься реставрацией картин, - признается Елена. - Пока училась в Академическом институте живописи, ваяния и зодчества имени Репина, возвратила к жизни много шедевров из музейных архивов, в том числе из Эрмитажа. Но дипломной моей работой стала реставрация иконы «Святой апостол Андрей» 1455 года. И тогда я поняла, что оставлю светское искусство другим».
«На одну икону уходит от месяца до года, - поясняет Елена. - Все зависит от степени ее разрушения и методики восстановления. Вначале нужно сфотографировать образ, описать его состояние, а все этапы работы отмечать в специальном паспорте».
Абы кто не может заниматься реставрацией: нужно иметь специальную лицензию, иначе музеи и храмы не доверят тебе произведения искусства. Кроме реставрации Елена сама пишет иконы и старается к этому тщательно подготовиться - не зря раньше, во времена Андрея Рублева, иконописцы перед таким ответственным делом постились, молились, причащались и исповедовались.
Как признается мастерица, работа над любой иконой оставляет след в душе. А от того, как она будет отреставрирована, зависит ее дальнейшая судьба. Если все выполнено качественно, она проживет еще 500 лет, а может, и больше.
Анастасия Стежка
«Молодой ленинец», № 48, 29 ноября 2011 г.
возмите меня пожалуста в ученики я инволид 2 группы хочу посветить остаток жизни этому искуству мне 47 лет проживаю в пензе г спутник спасибо за рание за любой ответ