Весной этого года известный писатель, актер и музыкант Евгений Гришковец показал пензякам свою постановку «Как я съел собаку». А на прошлой неделе он привез новый моноспектакль под названием «+1», рассказывающий об обособленности человека в современном обществе.
Пензенская публика, заполнившая зрительный зал до отказа, по достоинству оценила очередное творение автора-исполнителя: периодически взрывалась хохотом, аплодировала, сопереживала... Многим казалось, что это написано как раз про них.
Впечатление ничуть не портили характерные для Гришковца запинания и картавость. Наоборот, это придавало действу неповторимый шарм. Как и постоянно небритое опухшее лицо исполнителя, визуально роднящее его с людьми, страдающими от алкогольной зависимости.
Почему этого лицедея-философа так любят зрители? Может быть, потому, что у Гришковца не бывает двух похожих выступлений? Для одного и того же моноспектакля он каждый раз умудряется находить новые краски. Например, рассказывает про парочку влюбленных, которые друг от друга глаз отвести не могут:
«У него сбоку три волосинки, которые он отрастил и зачесывает на свою лысину, вроде как маскирует... Кстати, вы смеетесь, а в Минске в этот момент зал напряженно молчал».
В одном из эпизодов артист изображал маленького мальчика, взобравшегося на сугроб и распевавшего глупенькую песенку. В этот момент в зал вошел сильно припоздавший зритель. «Вот зашел человек, - констатировал Гришковец, выходя из образа. - Представляю, что он подумал, увидев меня в таком виде: «А туда ли я билет купил? Может, я в сумасшедший дом попал?»
- Евгений Валерьевич, зрители вас часто отвлекают? - поинтересовался корреспондент «МЛ» после представления.
- Да почти на каждом спектакле. На фотовспышки и запись на телефон я уже не реагирую, хотя фото- и видеосъемка на моих выступлениях запрещена. Часто останавливаю спектакль, когда у людей начинает звонить мобильный. Недавно в Чебоксарах в оркестровой яме во время выступления обнаружил двух девушек. Наверное, они сами из театра и решили на халяву поглазеть на меня. Я вежливо попросил их покинуть яму.
- Новогодние праздники - время корпоративов. Вас приглашают на такого рода мероприятия?
- Постоянно. И меня одного, и вместе с группой «Бигуди». Я соглашаюсь, если приглашающий мне по крайней мере не несимпатичен и если на это время у меня не запланировано выступление.
- А обижаются, когда отказываете?
- Я все-таки не напрямую с ними работаю, а через своего помощника, Лешу. Он принимает на себя все удары, и иногда ему можно посочувствовать.
- В только что вышедшем на экраны фильме «Сатисфакция» вы устраиваете необычную дуэль - кто больше выпьет, прежде чем отключится. Сознайтесь, вместо водки воду пили?
- Я вам честно скажу: играть пьяным пьяного - нереально. Естественно, на съемках мы пили не спиртное, а подходящие по цвету напитки. Исключением стало шампанское, ведь оно все равно слабоалкогольное.
- А в жизни алкоголь употребляете?
- Только когда ситуация подходящая. Бывало, тягался я с тюменскими нефтяниками. Они-то думали, что легко перепьют меня, такого тщедушного с виду. Ага, как же... Я писатель, и опыта у меня в этом деле куда больше. К тому же я в это время говорю. А когда выпиваешь и говоришь, то это вроде как ехать рядом с водителем на дальнее расстояние: дурман не так быстро в мозги оседает. Пить молча нельзя! Пропадешь!
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 48, 29 ноября 2011 г.