С 1 января 2012 года вступил в силу новый закон, который регулирует деятельность такси. Теперь на каждый автомобиль должно быть выдано специальное разрешение, во всех такси должны быть таксометры, информация о перевозчике, бейдж на водителе с его данными, шашечки на крыше и цветографическая схема (контрастные квадраты) на кузове автомобиля.
Сколько машин такси в данный момент работают на территории области, не знает, пожалуй, никто. Конечно, кто-то может назвать приблизительную цифру в две - три тысячи, но никакими официальными данными она не подтверждена.
- На сегодняшний день в Пензенской области выдано более 400 разрешений на право заниматься пассажирскими перевозками, при этом одно разрешение выдается на один автомобиль, - говорит начальник отдела организации транспортного обслуживания Управления промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области Алексей Мещеряков.
Процедура выдачи разрешения на данный вид деятельности довольно проста. Нужно подать необходимые документы в один из нескольких многофункциональных центров (МФЦ) на территории области. Документы проверят, в том числе через налоговую инспекцию. А вот сами машины, на которых будут осуществляться пассажирские перевозки, при выдаче разрешений проверять не будут.
- После получения разрешения предприниматель обязан сам оборудовать авто в соответствии с требованиями закона, - комментирует Алексей Мещеряков. - Ко всему прочему, цвет кузова до 1 января 2015 года может быть любым, а после этой даты - желтым, если в закон к тому времени не внесут изменения.
Если предприниматель, получивший разрешение, не исполняет предписания закона, то на него теоретически можно подать в суд, который, возможно, вынесет вердикт аннулировать разрешение. А если таксист и не думает получать разрешение, продолжая работать, и при этом попадается несколько раз?
- Инспектор ГИБДД может привлечь такого таксиста к ответственности только в одном случае: если тот имеет просроченную задолженность по наложенным ранее штрафам, - поясняет инспектор по пропаганде УГИБДД Пензенской области Павел Болтышев.
Кстати, штраф за работу без разрешения составляет 5000 рублей. Но самих пассажиров, пожалуй, больше всего интересует вопрос: чем же теперь будет отличаться поездка в легальном таксомоторе?
- При заказе такси по телефону пассажиру должны сообщить, во-первых, о том, услугами какого юридического лица он решил воспользоваться, - говорит Алексей Мещеряков.- Во-вторых, о системе оплаты: по километрам или фиксированную. И в случае, если цена фиксированная, должны назвать сумму.
По окончании поездки пассажиру обязаны выдать кассовый чек или квитанцию. Эти документы подтвердят факт проезда и будут служить основанием для защиты прав пассажира в дальнейшем.
Мы решили позвонить в шесть самых популярных такси, и выяснилось, что ни в одном из них машины не оборудованы таксометрами. По крайней мере, пока. Цены на привычные маршруты подросли, но незначительно. По словам Алексея Мещерякова, принятие нового закона никак не должно отразиться на повышении цен.
По оценкам специалистов, на то, чтобы все такси в Пензенской области стали легальными, понадобится лет пять - шесть.
Дмитрий Мендельсон
«Комсомольская правда, Пенза - Саранск», № 2, 11 января 2012 г.