Родители и педагоги не первый год ломают голову, как привить детям желание учиться. Века идут, времена меняются, а «учебная мотивация» от обилия умных книжек не повышается...
СЦЕНЫ АДА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Психологи и педагоги за круглым столом института регионального развития вновь размышляли на вечные темы: могут ли дети успешно учиться без принуждения.
- Века два-три назад проблема нежелания учиться никого не волновала, так как существовало устойчивое мнение, что заставлять - вполне естественно, - начала модератор встречи, директор центра психологии и коррекционной педагогики ИРР Ирина Смирнова. - В XVIII веке педагог Гербарт изобрел специальную комнату - карцер, в которую сажали детей за плохую учебу. Их ставили на горох, заставляли рисовать изображения ада на стенах, чтобы они проникались...
Для современных же ребят посещение школы может превратиться в совсем не рисованные муки. А педагогика у нас как-никак должна быть гуманной... Поэтому буквально в последние десятилетия встал вопрос о мотивации обучения: как сделать так, чтобы дети учиться хотели.
По ее словам, современные исследования говорят о том, что если лет 20 назад у детей желание учиться пропадало примерно в 7 классе, то теперь даже первоклашки начинают мучиться. Порой дети всерьез заявляют, что школа смерти подобна. Не юлят, не шутят - накипело в детской душе, тоска царит от неизбежной необходимости.
- Даже термин есть такой специальный: «дидактогения» - нежелание учиться, неприязнь к школе, - добавила Ирина Федоровна.
Но проникнуться сочувствием к чаду явно мало. Задача родителей и учителей - как-то «подсластить пилюлю».
УЧИТЬСЯ? А ЗАЧЕМ?
Поставив перед собой такой круг вопросов, педагоги приступили к рассуждениям:
- Исследования показывают, что в гимназиях и школах с уклонами сформированность учебной мотивации зафиксирована порядка у 60% детей, - рассказал методист института Александр Сергацков.
В обычных школах, по его сведениям, ситуация другая: 50-70% там не желает учиться, а систематически занимается только 18%.
- Цифры поражают, но они реальные! - воскликнули педагоги.
Запомнилось еще исследование Ярославля, где сделали сравнительный анализ мотивации к учебе в 70-х годах и ныне. Так вот, выяснилось, что раньше социальный мотив получать знания (то есть как залог хорошей работы, жизненных достижений) был гораздо выше!
- Сегодня классические социальные лифты не работают: они не зависят ни от личных качеств, ни от уровня образования, ни от уровня культуры... «Хватательные» инстинкты, умение «пролезть» - и престижным стало именно это! - добавил проректор по связям со СМИ и специальным проектам ИРР Александр Кислов.
Дополнила его методист центра психологии и коррекционной педагогики Лариса Разуваева:
- Дети не дураки, они усваивают систему ценностей, которая актуальна. Что им наши слова, если в телевизоре звезды рассказывают, как они отвратительно учились в школе? Каждый знает, что счастье и оценки не коррелируют. Более того, мы помним, что горе - от ума!
Не работают нынче и «пугалки»: будешь плохо учиться - пойдешь дворы мести. В ответ можно наблюдать демонстративную апатию: ну буду подметать и чего? Работа на свежем воздухе, между прочим.
«ЧЕ ТЕ НАДО?»
Кроме того, психолог отметила, что важно определиться с целями: чего мы хотим добиться? Чтобы ребенок идеально усвоил школьную программу? Или получил хорошие оценки? Или все-таки вырос успешным человеком?
- В мире всегда было противоречие между школой достоинства и школой знания: в США выбирают первое, а в России до сих пор - второе. Муштрой можно добиться высокого уровня знаний, но кто оценит уровень потерь, психологические травмы?
Ирина Смирнова дополнила коллегу:
- Когда начинаешь выяснять, почему дети не хотят идти в школу, то они признаются: большая нагрузка. Тратить время на то, что неинтересно, тяжело, да и если учиться как положено, то жить станет совсем некогда.
Кто-то, услышав типичные детские сетования, хмыкнул: мол, знаем мы вас... Школа не цирк! В итоге было озвучено несколько мнений: помочь в учебе должна грамотная организация режима дня, подбор педагога (который сумеет заинтересовать предметом и выступит значимой фигурой), а также подготовленная в семье почва для впитывания новых знаний.
- Надо просто любить детей и уделять им время,- настаивал проректор по развитию Игорь Столяров.
Рассказав о романтике собственного детства, он убеждал, что и сегодня можно найти увлекательные занятия, которые зажгут детские умы: паять, строгать, мастерить...
- А вот если в семье не дано навыков старания, интереса к познанию, то образовательное учреждение мало что сможет дать, - поделилась наблюдением педагог-психолог детского сада № 143 Елена Лупанова. - Родитель должен помогать ребенку, проявлять заинтересованность, а не ставить выше всего оценку.
А с этим, учитывая реалии, туго:
- О чем спрашивают школьника дома? Что получил и чем кормили... А лучше бы - что нового узнал! - дополнила Разуваева. - Что говорить, если по результатам анкетирований выясняется: 80% родителей не читают детям на ночь. Просто тушат свет или назидательно рекомендуют: «Спи!».
Еще одна причина того, что школа - это неизбежная обязанность каждого, обрушивается на голову ребенка стихийно: к ней почти не готовят либо создают иллюзию «как это интересно», либо пугают: «в школе будет ого-го!». И становится в умах человека школа либо каторгой, либо сказкой. А это труд, который должен быть приятен, положительные результаты в итоге станут мотивацией, заинтересуют.
Каков итог встречи? Сердцу не прикажешь, но научить учиться можно, если ребенка любить и вдохновлять. А что еще остается...
Анна Шаровская
«Любимая газета», № 17, 27 апреля 2016 г.
Ну и каков итог встречи?