В редакцию «ЛГ» обратился житель села Кижеватово Бессоновского района Виктор Казеев с историей, где есть место и легенде, и историческим фактам, и элементам детектива. По словам Виктора Алексеевича, более 20 лет назад из села была украдена реликвия - церковный колокол, подаренный самой Екатериной Великой.
Свою историю село Кижеватово (старинное название Селикса) ведет с конца XVII века. Так, в книге Михаила Полубоярова «Весь Пензенский край: историко-топографическое описание Пензенской области» указано следующее: «основано в 1681 г. Богданом Понакшиным с товарищами как мордовская посопная и оброчная деревня на «старинных дедов и отцов их в вотчинных и бортных ухожьях» между речками Инра и Отвель». Современное название село получило в 1963 году в честь земляка - Героя Советского Союза Андрея Кижеватова, защитника Брестской крепости.
До советского периода в Селиксе действовала деревянная церковь во имя Рождества Христова, возведенная в середине XVIII века новокрещеной мордвой. Именно с историей существования этой церкви, а точнее церковного колокола, и связана селиксинская легенда, о которой рассказывают сельчане. Но об этом чуть позже. В 30-е годы XX века службы в церкви прекратились, а сама церковь превратилась в зернохранилище.
Очередным поводом к извлечению печальных уроков из прошлого служит справка, датированная 20 ноября 1933 года за подписью председателя пензенского горсовета Бормотова: «В начале сентября колхозом «Клим Ворошилов» был возбужден вопрос об использовании помещения (церкви) под ссыпку хлеба и общим собранием колхозников это мероприятие было признано необходимым. В настоящее время в помещении церкви хранятся семенной и кормовой фонды колхоза - впредь до прекращения необходимости этого помещения».
Эта необходимость долго не продолжалась, через некоторое время церковь была разрушена вовсе. Но церковный колокол последующие десятилетия продолжал исправно служить людям и находился на пожарной вышке. В середине 90-х годов, в самый расцвет неконтролируемого благоприобретения, колокол пропал.
Причем, по словам Виктора Казеева, воровство произошло среди ночи. И до сегодняшнего момента о его дальнейшей судьбе ничего не известно, хотя с заявлением о пропаже церковной реликвии Виктор неоднократно обращался в местные органы правопорядка.
Последний раз - в ноябре 2015 года. Казалось бы, похищение церковного колокола - дела давно минувших дней. Сколько в те лихие годы было перекроено, приватизировано и попросту разворовано социалистической собственности, трудно представить. Не говоря уже о церковной, тем более что Пензенская епархия с момента распада СССР ни разу не заявляла своих прав на селиксинскую достопримечательность. И это не громкие заявления. Вполне официально на сайте администрации Кижеватовского сельсовета пропавший колокол считался достопримечательностью, «который был подарен Екатериной новокрещеным мордвам».
И вот тут самое время вспомнить о живущей в селе легенде. Якобы во времена золотого века Российской империи Екатерина II проезжала мимо Селиксы и ей местными жителями не был оказан надлежащий царский прием. А все потому, что весь народ трудился на полях, а известить о прибытии императрицы было некому да и нечем. Церковного колокола на тот момент не было.
Поэтому слегка раздосадованная Екатерина, как и подобает мудрой самодержице, повелела своим вельможам колокол народу мордве подарить и впредь встречать императрицу со всеми полагающимися царской особе почестями. Но это, конечно же, красивая легенда. Так как матушка-императрица Екатерина II никогда не бывала в Пензенской губернии даже проездом.
И тем не менее факт существования старинного церковного колокола все же имел место, пусть не в рамках селиксинской легенды. На сайте восстанавливаемой церкви во имя Рождества Христова в селе Кижеватово (http: //cercovkiievatovo.narod.ru) представлены архивные фотографии и старой разрушенной церкви, и самого колокола.
По черно-белой фотографии сложно установить параметры колокола, но, со слов Виктора Казеева, у него имеется конкретная цифра - 21 пуд 28 фунтов (354 кг). То есть украсть такого «крепыша» без спецтехники вряд ли представлялось возможным. И здесь речь идет уже об организованном преступлении. Правда, Бессоновское ОВД в декабре ушедшего года в ходе проведения сыскных мероприятий не установило ни лиц, причастных к пропаже, ни местонахождения колокола, вполне резонно обосновав это «истечением срока давности» преступления.
Безусловно, 20 лет с момента пропажи - ощутимый срок, тем более когда речь идет о преступлении по классификации полиции небольшой тяжести, по которому срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет всего два года.
Хотя, с другой стороны, может ли быть срок давности хищения исторических ценностей, если данный колокол таковым являлся? И почему возмутителем спокойствия оказался простой сельчанин, правда, стоит добавить, неравнодушный сельчанин. А где же сельсовет, церковная общественность? Или все ж таки определение «неравнодушный» будет являться первопричиной в этом историко-детективном деле?
Елена Дмитриевская
«Любимая газета», № 2, 13 января 2016 г.