Январь 2004 года. Кабинет главы города Пензы А. С. Калашникова. Конец рабочего дня. Александр Серафимович бросает мне: «Ну все, Анатолий, на связи, и кстати...».
Взглядом пробегает по рабочему столу и ищет почасовой прогноз погоды на следующий день. Набирает телефон и в трубку: «Мужики, помните, завтра снег в четыре утра пойдет, чтобы уборочные машины в шесть уже все работали, проверю».
Январь 2015 года. Иногда создается стойкое ощущение, что коммунальные службы в Пензе не знают, что зимой выпадает снег. Да, в средней полосе России каждый год бывают осадки, которые не тают, а накапливаются, и их надо убирать. Но почему-то в последнее время снегопад у пензенцев ассоциируется с введением в городе чрезвычайного положения.
Сказать, что снег совсем не убирают, нельзя. Горожане видят, как к девяти утра вместе со всеми снегоуборочные машины выдвигаются на работу - пробки, заторы, коммунальщики, недовольные жителями города с личным транспортом, и т. д.
Тут Юрий Ильин в «Твиттере» успевает рассказать о битве коммунальщиков с природой: «Работает 120 машин спецтехники с учетом вывозящих. 83 непосредственно по очистке снега». Но народ все равно недоволен. Как результат - отец города Юрий Кривов чихвостит Андрея Шевченко и его «Пензадормост» за неудовлетворительную работу.
Как же так - все работают, а результатов нет. Сумей кто-либо из нас на месте того же Шевченко выполнить свои обязанности. Городские службы оказались не готовы, и это, к сожалению, было ясно задолго до снегопадов.
Есть нормативы, исполнение которых позволяет гарантировать обязательства по уборке снега: 1 единица спецтехники на 1 000 жителей. Вот, например, 11-миллионную Москву от снега чистят 14 тысяч единиц, и те не всегда поспевают. Значит в 517-тысячной Пензе должно быть не менее полутысячи спецмашин, - а их 203. То есть в 2,6 раза меньше необходимого. Другими словами, коммунальщики снег в городе могут убрать в лучшем случае за трое суток, если осадков не будет.
А если будут? Сколько ни призывай, но если власти не закупали спецтехнику, то убирать будет нечем. Раньше снегоотвалов, организованных мест для хранения и топления снега, было не менее 10, и все они размещались в черте города. Если раньше грузовик вез снег с Сурского моста на территорию улицы Светлой и на маршрут тратил не более 10 минут, то теперь он тратит на это более получаса, так как территорию снегоотвала застроили, а за черту города надо еще добраться.
Вот и получается: спецтехники нет, снегоотвалов нет, прогнозы погоды никто не смотрит, а на работу все к 10 часам приходят. Мэрия сама себя должна ругать, а коммунальщикам надо благодарность выразить за то, что в созданных условиях они еще как-то пытаются навести порядок.
Анатолий Бодров
«Любимая газета», № 2, 21 января 2015 г.
Все правильно! Респект!