Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого - одна из достопримечательностей областного центра. О том, каким образом попадают в нее экспонаты, корреспонденту «ЛГ» рассказал ее директор Валерий Сазонов.
- Первым, кто начал пополнять коллекцию картинной галереи, был один из пензенских губернаторов Николай Селиверстов. Его примеру последовали художники-передвижники, различные меценаты. Так, генерал Александр Боголюбов преподнес более 200 работ. В 1972 году, когда я только принимал картинную галерею, в ней насчитывалось 1 672 экспоната. На сегодняшний же день их число выросло до 13 000!
Сотрудники галереи рассказывали мне, что экспонаты порой попадали к нам самым необычным образом. Зашел к ним однажды студент Пензенского художественного училища, принес холст. На нем была какая-то батальная сцена, а в уголке красовалась неразборчивая подпись художника и дата – 1894 год. Парень рассказал, что нашел картину в погребе у своей хозяйки, у которой снимал квартиру.
«Она ей квашеную капусту закрывала, - невозмутимо произнес он, - а когда попросил отдать ее мне, долго не хотела этого делать, говорила, что соленья хорошо под ней хранятся».
Позже выяснилось, что фамилия автора холста - Попов. Он один из самых одаренных баталистов конца XIX века. А картина называется «Защита «Орлиного гнезда» на Шипке орловцами и брянцами 12 августа 1877 года», которая была признана самой сильной картиной художника.
«Был случай, когда к нам обратилась женщина, которая попросила приехать к ней и посмотреть статую, - продолжает Валерий Петрович. - В красном углу у нее стояла бронзовая статуя - девушка с лирой, а на ней написано, что это Сафо, древнегреческая поэтесса. Скульптура работы Виланни.
Хозяйка произведения объяснила, что из дома ей надо съезжать, а что делать со скульптурой, она не знает. В результате картинная галерея статую купила. Внизу на ней был выбит год создания скульптуры – 1903-й.
В 1984 году я привез в картинную галерею керамическую статую Сафо. Это был подарок Министерства культуры СССР. Ее выполнил известный советский скульптор Анатолий Григорьев. Но она более хрупкая - майолика, керамика с особым составом глазури. Мы ее нечасто выставляем. А бронзовую посетители галереи могут часто увидеть».
Сазонов вспоминает, что нередко и сам ездил в Москву за работами различных авторов. К тому же в галерее есть негласное правило для художников: после выставки оставлять одну-две из своих работ. Это как бы бонус за то, что в ней не берут плату за аренду и хранение. Порой художники даже специально пишут картины к выставкам.
Правительство тоже не остается в стороне. Для того чтобы коллекция пополнялась, в бюджете области находят деньги. К примеру, в 2012 году на приобретение картин пензенских художников было выделено более двух миллионов рублей.
«Нельзя не сказать и о том, что в галерее были случаи, когда работы крали. «Натерпелась», к примеру, одна из картин Горюшкина-Сорокопудова. Неизвестно, что с ней было бы дальше, если бы воришки не оставили на месте преступления газету, на которой был указан адрес, по которому они проживали.
А вот этюд Теодора Руссо «После грозы» искали 17 лет и нашли совершенно случайно под Москвой, когда арестовывали одну из банд. Картину нашли под кроватью, завернутую в газету». Интересные факты и случаи можно вспоминать и вспоминать... Можно даже заикнуться о том, что охрана галереи боится восковых фигур, когда те привозят на выставки, мол, они оживают ночью и пугают всех скрипучими половицами... Хотя этому есть ряд объяснений.
Александра Покровская
«Любимая газета», № 4, 22 января 2014 г.