В мирное время в Пензенской области идет война за пенсии и выплаты, положенные родственникам бойцов, погибших в Афганистане. Битва, вместо оружия в которой права и закон, продолжается уже несколько месяцев. Похвастаться победой в ней могут пока не многие.
В начале мая судейская коллегия удовлетворила три иска, еще несколько исков готовится к рассмотрению. По каждому из них региональное отделение Пенсионного фонда обязано выплатить почти 48 тысяч рублей. Задолженность сложилась с 2005 года.
- По закону «О ветеранах» родители и вдовы военнослужащих, погибших до 1995 года при исполнении воинского долга, приравнены по льготному обеспечению к ветеранам Великой Отечественной войны, - замечает председатель правления Пензенской региональной организации общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Андрей Сакмаев.
- В 2005 году, когда проводилась монетизация льгот, эту категорию незаслуженно обошли. Им назначили ежемесячное пособие в 150 рублей, в то время как ветераны Великой Отечественной войны получали по 1 500 рублей.
В октябре 2011 года нам стало известно о недоплатах членам семей погибших на войне в Афганистане.
Выяснилось, что в период с 1 августа 2005 года по 31 марта 2006 года, например, ежемесячная недоплата составляла 954 рубля. С 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года - 1 035, 09 рубля. Общая же недоплата в период с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года каждому члену семьи составила 26 464, 35 рубля.
С учетом индексации недополученная сумма ежемесячной денежной выплаты по случаю потери кормильца в период с 1 января 2005 года по 3 апреля 2007 года составила около 48 тысяч рублей (на каждого члена семьи).
К слову, в 2008 году Пенсионный фонд РФ дал указание местным отделениям перевести родителей и жен погибших на войне в Афганистане по льготам в статус участников ВОВ с 2007 года.
Однако только после вмешательства общественной организации был произведен перерасчет и переведены в статус участников ВОВ по льготам в период с 4 апреля 2007 года по 31 декабря 2011 года родители бойцов из Нижнеломовского и Бессоновского районов.
- Но на сегодняшний день это не единственная проблема родственников погибших в Афганистане, - продолжает Андрей Анатольевич. - В 1993 году согласно закону было произведено повышение пенсии по случаю потери кормильца (военнослужащих, офицеров), но данное повышение в действительности произведено не было и, соответственно, в период с 1993 по 2012 год образовалась задолженность.
В каждом случае данное повышение рассчитывается индивидуально, к примеру, с учетом выхода на пенсию по старости. Но суммы у всех, кто обратился к нам, набежали солидные.
В настоящее время мы бесплатно занимаемся восстановлением законных прав семей погибших, проживающих в десяти районах области и городе Пензе. У нас даже есть свои победы. Все заявленные требования по искам удовлетворены в полном объеме в районном суде. Но, к сожалению, решений, вступивших в законную силу, пока лишь два.
Однако руководители местных отделений пенсионного фонда не спешат исполнять решения суда и подают кассационные жалобы. Отмечу, средний возраст получателей выплат - 67 лет. Многие родители попросту не доживают даже до суда. У нас было три случая, когда ответы из пенсионного фонда пришли, а в суд мы с истцами подать не успели.
- У территориальных органов пенсионного фонда отсутствуют правовые основания для пересмотра размера ежемесячной денежной выплаты с 2005 года. Конституционный суд в своем решении от 2007 года не установил сроки его исполнения, - замечают в отделении ПФР по Пензенской области. - Следовательно, действует общий порядок вступления в силу решения суда: с момента его провозглашения.
Кстати, принятие решений о выплатах в массовом порядке на основании складывающейся положительной судебной практики не входит в компетенцию территориальных органов ПФР. Этот вопрос должен прорабатываться в вышестоящих структурах. К слову, в Пензенской области проживает 610 человек, которым положена компенсация.
Алина Кулькова
«Любимая газета - Пенза», № 22, 30 мая 2012 г.