Строительство пешеходного перехода под перекрестком улиц Московской и Максима Горького, о планах которого администрация города объявляла прошлым летом, под большим вопросом.
В программу подготовки Пензы к 350-летию города подземная переправа для пешеходов в итоге не вошла. Причина - улица Московская не является транспортной. Между тем в городской думе говорят о возможности привлечения для большой стройки средств частных инвесторов.
Напомним историю вопроса. Летом 2011 года городское управление капитального строительства объявило конкурс на капитальный ремонт улицы Московской на участке от улицы Кураева до улицы Бакунина, а также строительство подземного пешеходного перехода на перекрестке главной улицы Пензы с улицей Максима Горького.
Начальная стоимость контракта составляла 340 млн рублей. Условия конкурса предполагали, что главная пешеходная улица Пензы должна приобрести красочный вид до 31 мая 2013 года, то есть за считанные дни до юбилея города.
Разработанный саратовским филиалом института ГИПРОДОРНИИ проект капитального ремонта улицы Московской предусматривал, что на всем протяжении от Кураева до Бакунина ее покроют гранитной брусчаткой (сейчас одна часть Московской покрыта бетонной плиткой, а другая - под асфальтом).
При этом брусчатка, как было указано в проекте, рассчитана па проезд редких автомобилей специальных служб, например, пожарных, скорой помощи и инкассаторов. Тротуары на Московской также планировали укрыть гранитной брусчаткой.
Строительство подземного перехода под улицей Максима Горького многие горожане с самого начала считали фантазией. В прошлом году у нее появились конкретные очертания: проект сооружения разработала в этом году организация из Нижнего Новгорода.
Планировалось, что переход получится небольшим: один вход расположится возле ступеней, ведущих к фонтану, второй - в четырех метрах от здания торгового центра «Арбат».
Тоннель этот получился бы очень невысоким, например, Николай Валуев смог бы пройти по нему, только пригнувшись: высота перехода составляла, по проекту, всего 2 метра 30 сантиметров. В проекте было указано, что в тоннель будут вести не только лестницы, но и пандусы.
При этом оговаривалось, что при строительстве подземного перехода возникнет масса сложностей. Под улицей Московской проходит теплотрасса, и поэтому переход мог пройти не прямо под перекрестком, а немного в стороне.
Пришлось бы переносить много коммуникаций: в том месте, где планировалось строительство перехода, располагаются линии электропередачи, кабели связи, а также водопроводные и канализационные сети.
Для устройства подземного тоннеля планировали использовать метод горизонтального бурения, чтобы не мешать движению по улице Максима Горького. Но проезжую часть все равно пришлось бы вскрывать в два приема: сначала планировали перекрыть одну часть улицы, а затем другую.
Предполагалось, что движение пассажирского транспорта по улице Горького на время строительства перехода сохранится, а для личного транспорта проезд закрыли бы. В итоге все эти планы остались лишь на бумаге: недавно стало известно, что на строительство подземного перехода под улицей Максима Горького федеральный бюджет денег не даст, а за свой счет казна Пензы такую стройку ни за что не потянула бы.
Причиной отказа софинансирования, как говорят, стало то обстоятельство, что улица Московская не является транспортной, а значит, не играет важной роли в развитии города.
Проект подземного перехода так и останется фантазией? В Пензенской городской думе предполагают, что не все потеряно. По крайней мере, депутат Анатолий Овчаренко предложил привлечь для строительства пешеходной переправы средства частных инвесторов. Речь идет о том, что под землей могли бы располагаться и торговые точки, через которые шел бы большой поток потенциальных покупателей.
Эту красивую идею портят два досадных момента. Первый - стоимость строительства подземного перехода. Вряд ли кто-нибудь из пензенских предпринимателей, даже самых богатых, захочет выложить несколько десятков миллионов рублей за торговую точку скромного размера, в то время как за эти же деньги они смогут приобрести огромный просторный магазин в центре Пензы.
Второй фактор, который перечеркивает идею, то обстоятельство, что подземный переход мог быть только очень скромных размеров, и по этой причине никаких торговых точек в нем не предполагалось с самого начала.
Это в Москве подземные переходы забиты киосками и небольшими магазинчиками. В Пензе это не работает: в подземном переходе в районе магазина «Буратино» на проспекте Победы нет ни одной торговой точки. А под перекрестком с улицей Максима Горького в переходе, стесненном теплотрассой и другими коммуникациями, свободной площади было бы так мало, что можно было бы поставить на узком пятачке разве что киоск по продаже шаурмы.
Так что, размышляя логически, понимаем, что подземного перехода под улицей Горького Пензе не видать как своих ушей. Такими темпами, возможно, к 350-летию города можно будет составлять список проектов, которые должны были украсить областной центр, но остались лишь в фантазиях чиновников.
Дмитрий Петров
«Любимая газета - Пенза», № 18, 2 мая 2012 г.
"В Пензе это не работает: в подземном переходе в районе магазина «Буратино» на проспекте Победы нет ни одной торговой точки." Ну почему же нет, автору стоило бы спуститься разок в переход, и увидел бы что есть там, а чего нет.