В Пензе прошел четвертый областной конкурс преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования Пензенской области «Ступени профессионального мастерства», в котором приняли участие 11 педагогов.
СТАЛО БОЛЬШЕ УЧАСТНИКОВ ИЗ ОБЛАСТИ
Татьяна Михайловна Барашкова, заместитель директора по учебной работе Пензенского колледжа управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина, рассказала об особенностях этого конкурса.
- Формат мероприятия остался прежним: портретная галерея, профессиональное кредо, учебное занятие, психолого-педагогическое тестирование. Это академические показатели работы преподавателя, которые будут оцениваться.
Но в приказе Министерства образования и науки РФ за 2010 год в числе приоритетных специальностей обозначены технические специальности. Поэтому сегодня в конкурсе принимают участие преподаватели технических дисциплин: электротехники, электромеханики, инженерной графики, технологии машиностроения и так далее.
- Скажите, а какие еще изменения произошли среди участников?
- Что касается количества, оно осталось на прежнем уровне. Только в предыдущих конкурсах больше было педагогов из образовательных учреждений города Пензы, а в этот раз очень активизировалась область. В мероприятии принимают участие педагоги из Кузнецка, Сердобска, Каменки, Мокшана, Спасска.
- Они активизировались или их активизировали?
- И то, и другое. Нужно постоянно двигаться! Кто движется, понимает, чего он хочет, тот и выигрывает. Ответственность педагогов постоянно растет, и по области все больше проводится подобных конкурсов.
ЗА КАЖДЫМ КОНКУРСАНТОМ СТОИТ КОЛЛЕКТИВ
Кроме того, хочется отметить, что наш конкурсант помолодел, чувствуется свежая струя в коллективах. Но наша беда - мало мужчин-педагогов. На первом конкурсе не было ни одного мужчины, на втором и третьем - по два человека, а сейчас - всего лишь один ну очень молодой человек, который, тем не менее, сумел показать себя очень достойно.
- А вам не кажется, что, отвлекаясь на подобные мероприятия, преподаватели не успевают выполнять свою непосредственную задачу - обучать студентов?
- Но ведь это и есть активная, целенаправленная подготовка к работе с учащимися! Подготовка к такому мероприятию - это усиленная работа над собой, работа с коллегами, с учащимися.
На конкурс выходит педагог, за которым стоит коллектив, и по выступлению учителя видно, какая подготовительная работа проводилась в образовательном учреждении.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ У КАЖДОГО СВОЯ
А между тем на сцене начался конкурс «Профессиональное кредо», на котором преподаватели знакомили присутствующих со своей педагогической философией. Светлана Валерьевна Воронкова (колледж управления земельными ресурсами и бизнеса) считает, что один из важных аспектов в работе педагога - это воспитание доброты у учащихся.
Кроме того, по ее мнению, учитель не должен превращаться в актера, чьи движения и речь доведены до автоматизма. Нужно постоянно меняться, удивлять воспитанников.
Евгений Олегович Русяйкин (Пензенский автомобильно-дорожный колледж) уверен, что для лучшего усвоения теоретического материала необходимо постоянно включать в урок практическую деятельность.
Но особенно трогательным было выступление Юлии Викторовны Анохиной (Кузнецкий колледж электронной техники). Девушка приехала на конкурс вместе со своим папой, в прошлом педагогом того же учебного заведения. И учительская жилка передалась ей по наследству.
За все, чего смогла достичь, дочь со сцены говорит отцу спасибо. Растроганный отец с цветами поднялся на сцену к своей дочери. У жюри блестели глаза.
Кстати, среди членов комиссии присутствовали победительницы второго и третьего конкурса: Елена Владимировна Ликсина (Пензенский профессионально-педагогический колледж) и Наталья Михайловна Загуменова (Кузнецкий многопрофильный колледж).
Они как никто понимали, что чувствуют выступающие, и старались морально поддержать каждого.
ЗА УЧИТЕЛЯ РЕШАЕТСЯ МНОГОЕ
Многих участников приехали поддержать и их коллеги. Во время «переменки» мне удалось с ними пообщаться.
- Переживаете?
- Конечно! Но мы-то что. Вот наша конкурсантка – вся на нервах. Она уже несколько ночей не спит - не может, переживает. И сегодня целый день такая нагрузка!
- А она сама решила участвовать в конкурсе?
- Понимаете, учителя и врачи - самая незащищенная прослойка общества. Мы бюджетники, поэтому за нас многое решается. И не только участвовать в конкурсе или нет, но и за кого голосовать. Вот недавно собрали и провели разъяснительную беседу: «Ну, вы знаете, за кого голосовать! А если кто не знает - будем стоять рядом, помогать делать правильный выбор».
И ведь подчиняешься, чтобы не лишиться работы. А все эти конкурсы - их так много, что нам ребят-то учить некогда. Я уж молчу про семью: дети педагогов, наверное, одни из самых заброшенных. И за все это нам платят копейки! Я лично получаю семь с половиной тысяч рублей.
АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Особо хочется остановиться на конкурсе открытых уроков, где преподаватель выступал в наиболее привычной для себя роли. Но этот этап осложнялся тем, что вести занятие он должен был у незнакомых учащихся.
- Большинство конкурсантов обеспечиваем учащимися мы, Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина. Если же конкурсант дает тему по дисциплине, которую наши ребята не изучают, мы подключаем учащихся других образовательных учреждений, - поделилась со мной Татьяна Михайловна Барашкова.
- Наверное, в этом конкурсе делается ставка исключительно на актерские данные педагога? Потому что работать с незнакомыми людьми, потенциала которых ты не знаешь и которые не настроены на серьезную работу, сложно.
- Согласна. Но члены жюри подают заключение как раз по результатам деятельности учащихся, насколько плодотворно они работали на уроке. Ведь именно от преподавателя зависит, в какую атмосферу он поместит учащихся.
БЕЗ НАКЛАДОК НЕ ОБОШЛОСЬ
После одного из проведенных уроков я подошла к конкурсантке из Сердобского многопрофильного техникума Ольге Сергеевне Маркиной.
- Расскажите о своих ощущениях.
- Я очень волновалась. Руки до сих пор трясутся. Конечно, тяжело вести урок у незнакомых учащихся. Но ведь на это конкурс и рассчитан: как поведет себя преподаватель в трудной ситуации.
- А как для вас прошли предыдущие этапы?
- Каждое испытание требовал собранности и серьезной подготовки. Поэтому мы очень расстроились, когда на этапе презентации наш диск почему-то не открылся, и часть подготовленного материала осталась неиспользованной. После этой накладки настроение, конечно, было подпорчено, и урок я проводила в расстроенных чувствах.
РАЗНИЦА В СОТУЮ ДОЛЮ БАЛЛА
И вот победители выбраны. Разница в набранных ими очках составила буквально сотые доли балла, что говорит о действительно напряженном соперничестве и высоком уровне подготовки каждого.
Итак, третье место досталось Светлане Алексеевне Заикиной (Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции), второе место - Марии Владимировне Куликовой (Кузнецкий многопрофильный колледж). А лауреатом стала Юлия Викторовна Анохина, потомственный педагог из Кузнецкого колледжа электронной техники:
- Это огромная работа всех: и администрации колледжа, и наших методистов. Хочется сказать им огромное спасибо! Мы хотели принять участие в этом конкурсе, проявить себя.
- Скажите, какой из этапов был для вас самым сложным?
- Все! Было определенное волнение по поводу открытого урока, но, как оказалось, зря. Я хочу поблагодарить педагогов, работавших с учащимися, которые достались мне. Ну и, конечно, самих ребят, они выступили достойно.
- А как долго вы готовились к этому конкурсу?
- С месяц. Последнее время мы буквально ночевали в колледже. Было, конечно, трудно. Но результат налицо!
Екатерина Козина
«Любимая газета - Пенза», № 10, 7 марта 2012 г.