Пензенская область попрощалась с ветераном Великой Отечественной войны Владимиром Керханаджевым. Ушел человек-легенда, почетный гражданин Пензы.
«Душевный, отзывчивый, к нему шли все, у него кабинет был постоянно заполнен посетителями. Он трепетно относился к ветеранам, особенно к ветеранам Великой Отечественной войны. Светлая ему память», - рассказал председатель пензенского городского совета ветеранов Вячеслав Анпилогов.
«Всю свою жизнь, в том числе и в нашей школе, он делал все возможное, чтобы воспитать таких людей, какие были в 1941-1945-м. Я надеюсь, что он заложил искорки в души наших ребят», - отметил директор кадетской школы № 70 по делам ГОЧС г. Пензы Евгений Выборнов.
Проводить в последний путь полковника в отставке пришли представители власти, учителя, соратники Владимира Михайловича по общественным ветеранским организациям. Гражданская панихида сопровождалась военными почестями, выставили караул. На красном бархате подушечек для наград - ордена и медали.
«С уходом из жизни Владимира Михайловича понимаешь, что уходит целая эпоха участников войны, которые своей жизнью защитили честь и независимость нашей Родины, после Великой Отечественной войны восстанавливали народное хозяйство, работали на разных должностях, строили предприятия, развивали совхозы, колхозы и, самое главное, отдавали свое сердце и здоровье народу», - подчеркнул губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.
«Владимир Михайлович, сегодня мы прощаемся с вами. Я хочу выразить глубочайшие соболезнования родственникам, всем, кто собрался в этом зале. Я хочу заверить вас, что ваше гордое «Честь имею!» навсегда останется в наших сердцах», - произнес глава города Пензы Владимир Мутовкин.
В последний путь Владимира Керханаджева проводили под звуки военного оркестра. Под залпы орудий на Аллее Славы Новозападного кладбища он ушел в «бессмертный полк».
▶▶ Хотите сообщить новость? Напишите нам! ◀◀
"Вспоминая о военных годах, Владимир Керханаджев не говорит о трудностях солдатского быта. "Одеты и обуты мы были хорошо: ватные штаны, валенки и полушубки. Не то что немцы, у которых и зимнего обмундирования не было. Когда они сдавались в плен, мы поражались, как они выдерживали в такие сильные морозы", — вспоминает Керханаджев."
Владимир НАДЕЖДИН Чем дальше уходят в историю события Великой Отечественной войны, тем больше наслаивается на них разных неточностей, домыслов, а то и фальши, и лжи.
Ветераны отмечают, что во многих литературных произведениях, теле- и кинофильмах нередко искажается правда, особенно когда речь идет о деталях военного быта. Каким он был, как солдаты выживали в морозы и зной на передовой, между боями? На эти и другие вопросы редакция попросила ответить ветерана Великой Отечественной войны, прошедшего ее от начала до конца, Михаила Федоровича ЗАВОРОТНОГО. После Победы бывший старший сержант Красной Армии и поручик Армии Людовой работал в республике на руководящих должностях - был председателем Могилевского облисполкома и заместителем председателя Госплана БССР.
- Совсем по-другому сложилась ситуация под Москвой зимой 1941-1942 гг., когда стояли сорокаградусные морозы. Ни о каком обеде речи тогда даже не шло. Мы то наступали, то отступали, перегруппировывали силы, и как таковой позиционной войны не было, а значит, невозможно было даже хоть как-то обустроить быт. Обычно раз в день старшина приносил термос с баландой, которая называлась просто «пищей». Если это происходило вечером, то был ужин, а днем, что случалось крайне редко, - обед. Варили то, на что хватало продуктов, где-нибудь неподалеку, так, чтобы враг не смог увидеть кухонного дыма. А отмеряли каждому солдату по черпаку в котелок. Буханку хлеба резали двуручной пилой, потому что на морозе он превращался в лед. Бойцы прятали свою «пайку» под шинель, чтобы хоть немного согреть.
- А как были одеты воины?
- Нам в этом смысле повезло. Бригада, в которой я служил, формировалась в Сибири, и дай бог всем такую экипировку, которую имели мы. У нас были валенки, обычные и байковые портянки, тонкое и теплое белье, хлопчатобумажные шаровары, а еще ватные штаны, гимнастерка, стеганая телогрейка, шинель, подшлемник, зимняя шапка и варежки из собачьего меха. А когда мы приехали под Москву, то увидели другие части: солдаты были плохо одеты, многие, особенно раненые, обморожены.
- Но долго ли можно было выдержать на морозе даже в такой, как у бойцов вашей части, одежде? Где вы спали?
- Человек может перенести даже самые экстремальные условия. Спали чаще всего в лесу: нарубишь еловых веток, сделаешь из них ложе, сверху тоже накроешься этими лапами и ложишься на ночлег. Конечно, случались и обморожения: у меня до сих пор дает о себе знать обмороженный палец: им приходилось наводить прицел орудия.