Чернобыль превратился в символ крупнейшей техногенной катастрофы человечества. Здесь до сих пор от радиации продолжают умирать люди. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, число жертв Чернобыля на сегодняшний день составляет около 50 тысяч человек. Сразу после аварии из Припяти было эвакуировано все население, и она превратилась в город-призрак.
В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС участвовало более двух с половиной тысяч жителей Пензы и области. Накануне 20-летия чернобыльской трагедии в Припяти побывал специальный корреспондент ТРК «Наш Дом» Валентин Трушнин.
Путь в Чернобыль лежит через КПП с детским названием «Дитятки». Когда-то здесь была деревня. Теперь зона отчуждения с диаметром 30 километров, разрушенным реактором в центре и обнесенная по всему периметру колючей проволокой.
Посторонним въезд запрещен. Туристов и журналистов пускают за деньги: «радиоактивные» (!) туры предлагают около пятидесяти фирм. От желающих отбоя нет: сюда едут за экзотикой, которая начинается сразу за колючей проволокой.
Самые необычные местные обитатели - лошади Пржевальского. Восемь лет назад, в рамках программы «Фауна», сюда завезли 18 особей. Сейчас их около 80, они разделились на два табуна. А вот пара зубров здесь не прижилась. Самка умерла по неизвестным причинам, а самец - от тоски.
В 30-километровой зоне отчуждения живут не только звери, но и люди - 328 самоселов, как их здесь называют. Это только на первый взгляд кажется, что они живут в глуши и одиночестве. Баба Маша, пожалуй, самая знаменитая бабушка Украины. Ее показывали по телевизору почти во всех цивилизованных странах мира. Ведь ее хата - с краю самого близкого к реактору хутора. Они с мужем вернулись домой через месяц после аварии.
Недавно японцы привезли сложную аппаратуру и проверили молоко коровы самоселов. Ничего опасного для здоровья в нем не нашли, но пить все равно не стали. Когда женщина предлагает гостям откушать «все свое, с огорода», те отказываются. Хотя Мария и ее муж Михайло Урупа уверены: те, кто боялся, уже в земле лежат.
В отличие от большинства мужей дед Михайло в свои 72 года каждый день пьет горилку с позволения жены. Здесь это считается не пьянством, а профилактикой. На хуторе стариков радиоактивный фон в норме - 20 микрорентген в час. В Чернобыле, где вахтовым методом живут рабочие, - 30 микрорентген. А на самой станции - около сотни.
Саркофаг, построенный за 206 дней и ночей, изначально не был герметичен. 20 лет не добавили ему прочности. Здесь шутят - ничто не вечно под луной, кроме периода полураспада. Сейчас «Укрытие-1» укрепляют, а затем начнется работа над грандиозным проектом «Укрытие-2».
На площадке в двухстах метрах от реактора соберут огромный стальной ангар, который по рельсам надвинут на саркофаг. Это будет не просто оболочка, а целый завод - самая большая мобильная конструкция в мире высотой сто восемь метров.
У человечества есть 10, максимум 15 лет на реализацию проекта «Укрытие-2». Что может случиться, если не уложиться в срок, можно узнать, осмотрев Припять. Лучших декораций к фильму о конце света не найти. Город атомщиков расположен всего в километре от станции и пострадал больше остальных населенных пунктов. 49 тысяч жителей были эвакуированы за четыре часа.
Припять была молодым городом. Средний возраст местных жителей составлял всего 28 лет. Город и умер молодым, что особенно страшно. Сейчас самое сильное впечатление на всех приезжающих сюда производит в прямом смысле мертвая тишина на улицах.
После посещения брошенного города у многих возникает вопрос, точный ответ на который не дадут даже специалисты. Что будет, если сейчас, не дай Бог, повторится то же самое?..
Ликвидаторы часто говорят по этому поводу: подобная авария могла произойти только в такой стране, как Советский Союз, и только она смогла бы справиться с ее последствиями.
▶▶ Хотите сообщить новость? Напишите нам! ◀◀
Какой бред написали про деда Мишу и бабушку Машу. Непишите то чего незнаете. Ах да вы на этом деньги зарабатываете. Вы не може чувствовать то чего не пережили. Бог Вам судья.