«Нам нужны умные, грамотные специалисты, молодые перспективные кадры, нацеленные на развитие экономики региона», - так определяет главную цель, стоящую перед системой образования, губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.
Глава региона всегда подчеркивает: значимость процесса обучения кадров для предприятий области очевидна не только с экономических позиций, но и с социальных.
«У людей должна быть работа – это основа благополучия граждан, это фактор, определяющий демографическую ситуацию: когда у человека есть работа, он останется жить здесь, будет воспитывать детей и приносить пользу родному краю», - полагает Иван Белозерцев.
Работа над подготовкой грамотных и востребованных специалистов начинается уже со школы и продолжается на следующих ступенях. Министр образования Александр Воронков рассказал ИА «ПензаИнформ» о хороших результатах, показанных пензенскими школьниками на всероссийской олимпиаде и ЕГЭ, о реализации в регионе проектов «Яндекс.Лицей» и «Образовательная робототехника» и развитии системы профтехобразования.
Александр Геннадьевич, по итогам проведения ГИА в 2016 году Пензенская область попала в «зеленую» зону - зону доверия. Расскажите, в результате чего регион получил высокую оценку?
Ежегодно Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки оценивает субъекты Российской Федерации по критериям эффективности организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ.
В 2016 году в Пензенской области все 28 пунктов проведения экзаменов были оборудованы стационарными или переносными металлодетекторами, системами подавления сигналов подвижной связи.
Кроме того, у нас 100% аудиторий, а также региональный центр обработки информации оснащены системой видеонаблюдения в режиме онлайн. В двух пунктах проведения экзаменов использовалась технология печати контрольно-измерительных материалов в аудиториях и технология перевода бланков ответов участников ЕГЭ в электронный вид.
Также в 2016 году у нас на базе института регионального развития работал центр для осуществления онлайн-видеонаблюдения за соблюдением установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
В его состав вошли 29 человек, они оперативно выявляли нарушения со стороны участников экзаменов, организаторов в аудиториях и штабе пунктов проведения экзаменов.
Отмечу, что всего среди сдающих было зарегистрировано 20 нарушителей, их результаты аннулировали без права пересдачи в 2016 году.
Соблюдение региональным центром обработки информации сроков сканирования и обработки экзаменационных материалов участников ЕГЭ, а также отсутствие организационно-технологических нарушений при его проведении и позволило провести ЕГЭ на высоком организационном уровне. Именно благодаря этому область попала в «зеленую» зону доверия.
Кстати, а как справились пензенские выпускники с экзаменами в 2016-м по сравнению с предыдущим годом?
Успешнее! Произошло повышение среднего балла по русскому языку (на 3,9), истории (на 1,8), английскому языку (на 5,1), немецкому языку (на 5,3), французскому языку (на 13,4), математике профильного уровня (на 1,5), информатике и ИКТ (на 4,7). А по математике базового уровня средний балл составил 4,2, тогда как в 2015-м - 3,9.
Средний балл по обществознанию и физике остался на уровне прошлого года.
Также в 2016-м у нас увеличилось количество стобалльников – их оказалось 25 человек (в 2015 году - 20).
Доля высокобалльных работ в 2016 году существенно выросла по русскому языку, английскому и французскому языкам.
Министерство образования и науки Российской Федерации отметило также успехи пензенских школьников на всероссийской олимпиаде. Какова результативность участия нашей команды в ее заключительном этапе, учащиеся каких школ показали столь блестящие результаты?
Действительно, на всероссийском совещании организаторов всероссийской олимпиады школьников при подведении итогов 2015-2016 учебного года говорили о том, что результативность участия пензенской команды в заключительном этапе олимпиады составила 65%. Это вывело нас на второе место среди всех субъектов Российской Федерации, мы опередили традиционно успешную Москву, Санкт-Петербург, Московскую область.
Успехи нашей команды были отмечены в аналитическом докладе Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ну а что касается числа победителей и призеров, то ими стали 13 пензенцев: семеро учащихся Губернского лицея и шестеро - школ Пензы.
Вы упомянули Губернский лицей. Известно, что Пензенская область вошла во всероссийскую программу и именно на его базе реализуется проект «Яндекс.Лицей», в рамках которого школьники учатся программированию. Расскажите об этом подробнее.
Проект «Яндекс.Лицей» реализуется в регионе с 1 октября, он рассчитан на учеников 8-9-х классов.
Обучение по программе бесплатное. В рамках курсов школьники изучают программирование на примере языка Python. После каждого урока они выполняют практическое задание.
Занятия проходят два раза в неделю, в группах по 15-16 человек. Это учащиеся Губернского лицея, школ № 11 и 65/23, лицея № 29, гимназий № 6 и 44.
Преподаватели «Яндекс.Лицея» прошли конкурсный отбор. Группы курируют учитель информатики Губернского лицея Юрий Трофимов и инженер-конструктор СКБ ОАО «Электромеханика» Олег Куликов. Дополнительный контроль за качеством выполнения работ ведет методист учебного центра «Яндекс».
Это очень актуальный образовательный проект. Перед учениками старших классов встает вопрос выбора будущей профессии. Возможно, после обучения в лицее они выберут IT-сферу, а развитие этой отрасли необходимо региону.
Расскажите, а как в области идет реализация проекта «Образовательная робототехника»?
Она началась еще в 2011 году. Сегодня участниками проекта являются 132 школы, 65 детских садов и 15 учреждений дополнительного образования. Это более 18 тысяч детей.
Ребята работают с обучающими робототехническими наборами Lego WeDo, Lego Mindstorms, TETRIX, Arduino-совместимыми наборами. Эта схема использования оборудования образовательной робототехники позволила нашему региону войти в партнерство с организаторами двух центральных всероссийских робототехнических мероприятий - «РобоФеста» и RRO (Russian Robot Olympiad).
В текущем году реализация проекта продолжалась. Из областного бюджета было выделено 2,5 млн рублей, на которые закупили оборудование для шести образовательных организаций, наиболее активно участвующих в проекте и являющихся стажировочными площадками: Губернского лицея, областного центра развития творчества детей и юношества, лицеев № 2 и 73 г. Пензы, лицея № 21 г. Кузнецка и Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы.
Также в рамках проекта запланировано проведение областных соревнований и участие во всероссийских. Например, в декабре пройдет региональный робототехнический фестиваль «Пенза-Робофест 2017». Его основная цель - повышение престижа инженерных профессий и формирование команды для участия на всероссийском уровне.
Кстати, в регионе в течение всего года проводились семинары для методистов и педагогов дополнительного образования, занимающихся робототехникой. А с сентября 2016-го начал работу постоянно действующий семинар «Школа робототехники» для педагогов, только начинающих заниматься робототехникой. Он проводится раз в месяц. Участники семинара уже освоили особенности работы с Lego WeDo, базовыми соревновательными алгоритмами (Lego Ev3), микроконтроллером Arduino.
Раз уж речь коснулась педагогов, ответьте на вопрос, который интересует всех будущих учителей. Какие виды поддержки в Пензенской области им оказываются, что делается для привлечения молодых специалистов?
В первую очередь расскажу о материальном стимулировании. В течение первых трех лет работы единовременные денежные выплаты в размере 35 тысяч рублей получают учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности, руководители физического воспитания, тренеры-преподаватели, работающие в государственных или муниципальных общеобразовательных организациях, государственных профессиональных образовательных организациях Пензенской области.
Педагоги дополнительного образования детей и педагоги, занимающие другие должности педагогических работников, работающие в государственных или муниципальных общеобразовательных организациях, государственных профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования, государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих обучение, три года получают единовременные выплаты в размере 24 тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с постановлением правительства Пензенской области для молодых специалистов предусмотрен повышающий коэффициент для осуществления ежемесячных выплат в размере 0,35 к должностному окладу.
Также им устанавливается повышающий коэффициент к базовому окладу в размере 0,25 за работу в сельской местности. Сельские учителя также получают компенсацию по коммунальным платежам в полном объеме.
Отдельно расскажу о целевых направлениях. В целях адресной подготовки педагогических кадров министерство образования и муниципальные органы управления образованием выдают выпускникам государственных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляют, целевые направления на обучение по направлению подготовки «педагогическое образование».
Существенным условием договора о целевом обучении, заключенного Министерством образования Пензенской области, являются меры социальной поддержки в виде дополнительной ежемесячной стипендии в размере 500 рублей.
Муниципальными же органами управления образованием предусмотрена одна из следующих мер социальной поддержки: ежемесячная доплата к стипендии в размере от 100 до 1 000 рублей, единовременная денежная выплата в размере 5 000 рублей, ежеквартальная выплата в размере 1 340 рублей или оплата проезда к месту обучения и обратно (2 раза во время каникул).
Чтобы заключить целевой договор на обучение, выпускнику необходимо обратиться в муниципальный орган управления образованием по месту жительства. В 2016 году министерство выделило семь целевых направлений.
Расскажите, а как в области идет развитие системы профтехобразования? Высказывают ли пензенские предприятия заинтересованность в привлечении молодых специалистов, выпускаемых нашими колледжами? Какие профессии сейчас являются наиболее востребованными?
Главным направлением модернизации и развития системы профессионального образования Пензенской области остается обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономического развития региона, успешной реализации инвестиционных проектов.
По поручению губернатора Ивана Белозерцева мы ведем системную работу по совершенствованию профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров, а контрольные цифры приема в учебные заведения формируются на основе потребностей предприятий.
Координацию сотрудничества организаций профессионального образования с работодателями осуществляет государственно-общественный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров при правительстве Пензенской области. В него входят представители органов исполнительной власти, работодателей и образовательных учреждений.
Сейчас подготовку профессиональных кадров в Пензенской области осуществляют 27 учреждений среднего профессионального образования (24 государственных и 3 негосударственных), 4 государственных учреждения высшего образования и 5 филиалов учреждений высшего образования (3 государственных и 2 негосударственных).
В 2016-2017 учебном году в Пензенской области 24 697 человек обучаются по программам среднего профессионального образования и 34 690 получают высшее.
Кстати, в этом году прием для обучения по программам СПО за счет регионального бюджета осуществлялся по отраслевым направлениям, важным для технологического развития региона. Это энергетика, машиностроение и металлообработка – 840 человек, пищевая промышленность и биотехнологии – 720, сельское, лесное и водное хозяйство – 682, транспортные средства – 655, архитектура, строительство и землеустройство – 538, информационные технологии, электронная техника и приборостроение – 477, медицина – 450 и др. Общий объем контрольных цифр приема составил 5 950 человек.
Мониторинг трудоустройства выпускников показывает, что быстрее всего трудоустраиваются молодые специалисты в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, области транспортных технологий, машиностроения и IT-технологий.
Вместе с тем наши колледжи иногда испытывают трудности в организации приема. Так, в настоящее время острую потребность в кадрах испытывает легкая промышленность региона: требуются портные, закройщики.
В этом году в Пензе были созданы отраслевые колледжи, ориентированные на подготовку кадров для производственно-экономических кластеров. Всего их шесть: IT-колледж (машиностроение, металлообработка, компьютерные системы, информационные технологии), колледж транспортных технологий, колледж архитектуры и строительства, социально-педагогический колледж, колледж современных технологий переработки и бизнеса и агропромышленный колледж.
Основная цель их создания - концентрация образовательных ресурсов по профилям, организация тесного взаимодействия с работодателями и, как следствие, повышение качества подготовки специалистов.
Кстати, согласно соглашениям, заключенным между профессиональными образовательными организациями и работодателями, в подготовке кадров принимают участие более 500 предприятий. Именно на основе их требований к профессиональным компетенциям выпускников осуществляются разработка образовательных программ, проектирование их содержания и формирование программ аттестации студентов.
При этом на базе предприятий проводится производственное обучение студентов. Более 1 600 из них осуществляют трудовую деятельность в период учебы.
В заключение отмечу, что Президент РФ обозначил важные показатели совершенствования системы профессионального образования и повышения качества подготовки кадров.
Во-первых, это осуществление подготовки по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (топ-50) в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций. В Пензенской области в 2016-2017 учебном году 55% профессиональных образовательных учреждений (15 из 27) осуществляют подготовку кадров по перечню топ-50. Наша задача сейчас - внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов для этих профессий.
Во-вторых, важным показателем являются результаты участия региональных команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате WorldSkills Russia. Пензенские команды участвуют в них с 2013 года, занимая призовые места на федеральном и межрегиональном уровнях.
▶▶ Хотите сообщить новость? Напишите нам! ◀◀