Если в Татарстане в прошлом году за загрязнение окружающей среды с природопользователей было собрано более 700 миллионов рублей, то в Пензенской области - в 6 раз меньше.
Жители недавно вошедшего в черту Кузнецка села Бутурлинка задыхаются от мусора. Единственное их преимущество перед горожанами - чистая вода под боком.
К знаменитому на всю область Бутурлинскому роднику приезжает чуть ли не все население райцентра. Ключ берет свое начало на холме, внизу тенистый пруд, рядом небольшая часовня. И все это было бы очень живописно, если бы не кузнецкие мебельщики.
Очень уж высокоотходное у них производство. Опилки, обрезки, куски ткани, багетки, а то и целые кресла - все это предприниматели тоннами вывозят в окружающие село леса.
Кому только бутурлинцы не жаловались, куда только не писали: и в газеты, и в местную администрацию. Но кузнецкие чиновники отговариваются нехваткой средств в местном бюджете.
Вот и получается, что воз - а точнее возы, горы и холмы мусора - и ныне находится в бутурлинских рощах и дубравах. Ситуация эта характерна не для одного только Кузнецка.
Между тем, как рассказали автору этих строк в областном управлении Росприроднадзора по Пензенской области, у органов местного самоуправления есть замечательный способ пополнить казну и таким образом выделить средства на благоустройство райцентров, сел и деревень Сурского края. Причем способ этот законный, но чиновники о нем почему-то подзабыли.
Речь идет о плате за загрязнение окружающей среды. Плата эта взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, большинство из которых на требование законодателя откровенно махнули рукой.
- Органы местного самоуправления, - говорит руководитель областного управления Росприроднадзора по Пензенской области Евгений Лебедев, - обязаны работать с местными природопользователями, требовать от них соблюдения закона. Плата за загрязнение окружающей среды взимается ежеквартально.
Лишь 20% этих средств идет в федеральный бюджет. Остальные 40% идут в область, еще 40% в казну органов местного самоуправления. Суммы, как видите, весьма значительные!
В Росприроднадзоре, который является администратором «платы за экологию», говорят, что лишь около 20% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоят сегодня в ведомстве на учете как исправные плательщики.
По закону денежная компенсация взимается дифференцированно: за сброс отходов в водоемы, за выбросы в атмосферу, за утилизацию и т. д.
- Мы вынуждены констатировать, - продолжает Евгений Лебедев, - что природопользователи Пензенской области от уплаты этой уклоняются самым наглым образом. Нам непонятна позиция многих местных администраций. Ведь это их деньги. Нам ведь не идет ни копейки!
Какие суммы идут мимо бюджетов местных администраций, становится понятно, когда узнаешь, например, о том, что в Татарстане в прошлом году с природопользователей было собрано более 700 миллионов рублей! Пензенская же область в прошлом году собрала порядка 120 миллионов.
Росприроднадзор сейчас вынужден обращаться за решением проблемы в суд. На недобросовестных плательщиков уже поданы 461 претензия и 42 исковых заявления.
Есть положительные решения арбитражного суда. Но беда в том, что на подготовку только одного такого иска уходит масса времени и сил, которые могли бы быть направлены на более созидательные цели.
В ведомстве напоминают всем природопользователям области, что за неуплату закон предусматривает административную ответственность.
На сегодняшний день около двухсот юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к этой мере наказания уже привлечены.
Критерием начислений платы за негативное воздействие на окружающую среду являются строгие нормативы.
Платить можно будет по минимуму, если эти нормативы строго соблюдаются. Если нет - изволь раскошелиться по полной. Иначе расплата, особенно если это касается экологии, может быть слишком суровой.
Влад Жирнов
«Наша Пенза», № 33, 15 августа 2012 г.