Завершились городские субботники, улицы вовсю украсили ко Дню Победы. Но больно и тяжело осознавать, что на кладбищах Пензенской области неухоженными остаются тысячи старых могил! На то, что принадлежат они ветеранам Великой Отечественной войны, указывают лишь покосившиеся и полинявшие звезды на памятниках.
Активисты, общественники и просто неравнодушные горожане приводят в порядок братские захоронения, скашивают траву и моют надгробия. А вот одиночные могилы так и остаются без должного ухода…
ПЕЧАЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
По закону за могилой должны следить родственники или близкие умершего. Если таковых нет, требуется еще минимум пять лет, чтобы официально признать захоронение заброшенным.
«Процедура эта достаточно сложная, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «МЛ» начальник отдела по организации захоронений на муниципальных кладбищах департамента ЖКХ Пензы Александр Самойленко. - Сначала спецслужба должна выявить могилу, которая находится в неудовлетворительном состоянии. Намогильные сооружения, ограды, памятники должны иметь явные признаки разрушения».
После этого при управлении ЖКХ Пензы создается комиссия, которая выходит на место и составляет акт о признании захоронения неухоженным. Далее на могиле устанавливается табличка-предупреждение о том, что ее необходимо привести в порядок.
«В течение пяти лет специальная служба контролирует это место, - продолжает Александр Владимирович. - Если за ним так и не будут ухаживать, комиссия составляет акт о признании данного захоронения бесхозным. Только после этого оно передается на баланс муниципалитета».
ЗАКОНЫ ПИСАНЫЕ И НЕПИСАНЫЕ
С 1996 года в России действует Федеральный закон № 8 «О погребении и похоронном деле». В нем черным по белому написано, что «порядок деятельности городских общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления». Если же это сельское поселение, то граждане могут самостоятельно организовать погребение своего близкого или родственника.
В Пензе с 2004 года действует положение об организации ритуальных услуг, содержании мест захоронения и порядке деятельности общественных кладбищ города. В нем четко разграничено, что за содержание общественных кладбищ в целом отвечает управление ЖКХ города, а непосредственно за место захоронения - родственники или близкие, у которых на руках есть свидетельство о смерти.
«Каждый год в городской бюджет закладываются средства на обслуживание общественных кладбищ, - говорит начальник управления ЖКХ города Пензы Александр Утин. - Эти средства идут на очистку тротуаров, дорожек и вывоз мусора».
За прошлый год на пензенских кладбищах было выявлено 15 бесхозных могил. За их благоустройство теперь также отвечает муниципалитет. «На старых кладбищах сегодня много могил можно признать неухоженными, - продолжает Александр Александрович, - но городской бюджет не осилит их содержание. Тут уже должны действовать законы нравственности. Чем больше будет неравнодушных людей, тем меньше будет заброшенных захоронений.
Приведу пример: на Восточном кладбище семья ухаживает не только за могилой своих бабушки и дедушки, но и за тремя соседними около нее, которые некому убирать. Эти люди убеждены, что рядом с захоронением их родственников должен быть идеальный порядок!»
ВОПРОС СОВЕСТИ
«У нас, поисковиков, никаких списков заброшенных родственниками захоронений участников войны нет, - отвечает на вопрос корреспондента «МЛ» председатель Пензенского отделения Поискового движения России Лариса Казакова. - По идее, они должны быть у муниципалитетов. Но иногда бывает и иначе.
Например, в прошлом году нам пришел запрос по летчику Якову Михину, родственники которого живут в Астраханской области. Мы нашли на нашем Митрофаньевском кладбище захоронение этого героя, который совершил два тарана в воздушном бою - в советско-финляндскую и в Великую Отечественную войну.
Воспользовались мы схемой захоронений на кладбище из БТИ, хотя в ней были неточности. Об этой истории рассказывал «МЛ».
Наша задача - увековечивание памяти павших и пропавших без вести в годы ВОВ. Хотя, конечно, если могила точно бесхозная (получается, что родных у этого человека не осталось), заботу о ней мы берем на себя. Хотя, по большому счету, это могли бы делать и люди, ухаживающие за соседними могилами. Но это вопрос совести каждого, никого обвинять в равнодушии мы не вправе…
В рамках проекта «В тылу герои не забыты», проводимого на средства президентского гранта, в течение года наши поисковики проводили сверку и выверку фамилий воинов, умерших от ран и болезней в эвакогоспиталях нашей области в период 1941-1945 годов.
Удалось выявить шесть неучтенных захоронений - обнаружили их в базах архивов, но, хотя захоронения значились на гражданских кладбищах, никаких обозначений, что там похоронены воины Великой Отечественной, не было.
«Золотаревка, Неверкинский, Спасский, Кузнецкий, Каменский районы - в общей сложности мы увековечили память 38 участников войны, внесли их в единую базу. Скоро на местах обнаруженных захоронений появятся таблички и шесть памятников.
А одна из этих историй получила неожиданное продолжение. Работники Спасского музея, в который мы передали информацию об одном из бойцов, разыскали его родственников в Нижегородской области. Они ничего не знали об этом человеке - считали, что он пропал без вести. Родственники прислали фотографию бойца - теперь она появится на памятнике, который откроют в июне».
СОХРАНИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!
«К нам нередко обращаются горожане, которые увидели заброшенные могилы, или пожилые родственники ветеранов Великой Отечественной войны, которые по состоянию здоровья не могут ухаживать за захоронением, - рассказал «МЛ» руководитель регионального штаба Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия» Дмитрий Баклашов. - Мы всегда реагируем на такие обращения и помогаем с уборкой могил.
Сейчас развернулось активное движение в Тамалинском районе. Ребята еженедельно проводят акции и выходят на уборку захоронений - подкрасить, подправить ограду, скосить траву… Примерно две недели назад они отыскали в лесу заброшенный мемориал и одинокую могилу участника Великой Отечественной».
Активисты общественной организации планируют создать карту заброшенных захоронений, чтобы передать на контроль в органы местного самоуправления. На Ново-Западном кладбище они специально искали заброшенные могилы ветеранов Великой Отечественной войны.
«К сожалению, на некоторых могилах и памятников-то не остается, - продолжает Дмитрий Баклашов. - Это уже дело рук вандалов, которые сдают их в металлолом и зарабатывают на этом. А на тех, где сохранился памятник, по металлической звезде наверху и фотографии с орденами еще можно догадаться, что это могилы участников войны. Нам всем нужно поторопиться и сохранить их!»
Юлия Измайлова, Ксения Вдовикина, Анастасия Кузнецова
«Молодой ленинец», № 19, 7 мая 2019 г.
Можете закидать меня тапками. Но я являюсь сторонником минималистичных западных кладбищ - травка, скромная небольшая каменная табличка. Наши ограды безобразны. Что касается участников ВОВ на каждом кладбище можно установить небольшую Стеллу и выбить на ней имена всех известных похороненных ветеранов ВОВ. Содержать заброшенные могилы считаю абсолютно напрасной тратой. Все мы обратимся в пепел. Лев Толстой не был идиотом, когда запретил устраивать на своей могиле какой- либо мемориал.