Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Вот и житель Каменки Вадим Карамышев, окончив Пензенское художественное училище по классу живописи, не думал и не гадал, что когда-нибудь возьмет в руки кузнечные клещи и молот. Но сегодня его работы оцениваются на заграничных аукционах в десятки тысяч долларов! Вот только не в деньгах видит мастер свое счастье. Главное для него – передать свои знания подрастающему поколению.
«Я решил стать кузнецом в 1989 году, после того как пришел навестить товарища в автохозяйство, – вспоминает Вадим Владимирович. – А там ребята как раз вовсю ковали ажурные решетки. Меня потрясло, как с помощью огня и молота обычный кусок железа превращается в произведение искусства!»
В 1995 году Карамышев уехал на заработки в Санкт-Петербург, где вскоре стал ведущим кузнецом. Он стоял у истоков создания гильдии кузнецов города на Неве. 10 лет жил и работал в Москве.
«Кузнечное дело нравится мне тем, что это сплав умственной и физической работы, – говорит мастер. – Есть такое выражение: «Тот, кто работает руками, – рабочий. Тот, кто работает головой, – мастер. А кто работает руками, головой и сердцем – художник». Так вот, последнее – про меня».
По словам Вадима Карамышева, работа кузнеца сродни волшебству. Об этом говорят и старинные предания. Например, Морозко был не кто иной, как кузнец. Ковал он все, что требовалось, – при случае мог отковать свадьбу, доброе слово и даже судьбу. А когда понадобилось, даже выковал посох для Николая-чудотворца (ставшего в русских преданиях Дедом Морозом), с помощью которого тот приносит зимой снег и мороз.
Несколько лет назад талантливый кузнец вернулся в родную Каменку, где он теперь возводит образцовую кузницу. Ну а пока она строится, проводит мастер-классы со школьниками с помощью переносного горна. И кто знает, возможно, именно благодаря энтузиазму Карамышева старинное ремесло возродится в райцентре и о новых чудо-мастерах заговорят во всем мире!
Яков Белкин
«Молодой ленинец», № 4, 23 января 2018 г.
Доброе дело! Это стоит приветствовать и всячески поощрять!