На вопросы читателей «МЛ» ответила Наталья Данилова, педагог-логопед городской детской поликлиники № 6.
- Дочке три с половиной года, в целом она говорит неплохо, но путает слоги - «шеколек» вместо «кошелек», например. Нам пора бить тревогу?
- Нет. С трех до пяти лет у детей идет активное усвоение грамматического строя речи родного языка, и такие ошибки вполне характерны для этой поры. Специальные занятия в таком случае не показаны.
Но рекомендую вам почаще учить с ребенком четверостишия наизусть - тогда и в спонтанную речь правильные формы маленький человечек перенесет быстрее.
- Заметила, что после выходных, когда папа берет ребенка к себе (мы в разводе), гуляет с ним, ходит в парк, малыш начинает заикаться. В чем может быть причина?
- Нюансы вам лучше прояснить непосредственно с его отцом. Но по опыту могу сказать, что, скорее всего, ребенок получает слишком много впечатлений.
Никогда не забуду одного маленького пациента, у которого случилась такая судорога, что он только хватал ртом воздух, не в силах произнести ни слова. Выяснилось, что накануне его сводили на две елки подряд - и у мамы, и у папы на работе. И вот результат.
Поэтому совет всем родителям и особенно любящим бабушкамдедушкам: для ребенка - одно эмоциональное событие в день! Если парк, то парк, а если кино, то только оно.
- У ребенка (ему год) очень короткая подъязычная связка («уздечка»). Помню, в моем детстве такие вещи оперировали. А что вы думаете?
- Я не сторонница подрезания, язык - это мышца, и ее можно растянуть. Поэтому сначала нужно месяца два поделать специальную гимнастику, массаж, попробовать поставить звуки. Если уж это не поможет, то дадим направление на операцию.
- Можно ли научиться выговаривать звук «Р», если человеку за тридцать? Какие методики есть? Нужно ли обязательно ходить к логопеду или можно самому научиться?
- Все возможно. И методики применяются те же самые, что и для детей. Взрослые и учатся гораздо быстрее. Но есть одна сложность - им надо себя «сломать», перестать делать так, как удобно, а это труднее психологически. Это все равно как если бы обычному человеку начать специально картавить. Но в любом случае взрослый логопед всегда к вашим услугам - принимает в поликлинике больницы имени Бурденко.
- Сыну восемь лет, речь у него, если честно, не очень хорошо развита. Но теперь еще и на письме путает буквы или пропускает их. Может быть, эти два процесса как-то связаны?
- Если все звуки у ребенка в норме, то нужно будет поработать над исправлением дисграфии. Вам нужно выяснить, где принимает логопед - в поликлинике по месту жительства, в вашей или в ближайшей к вам школе.
- Я молодая мама. Где-то читала, что, если долго кормить ребенка грудью, у него могут быть в дальнейшем проблемы с дикцией. Это действительно так? Когда лучше прекратить грудное вскармливание?
- Действительно, такая взаимосвязь порой просматривается. Последствием слишком длительного проявления сосательного рефлекса бывает межзубное произношение свистящих (шепелявое «фобака ефт мяфо»).
В норме свой успокаивающий эффект сосательные движения утрачивают к девяти месяцам, дальше уже идет психологическая зависимость, вплоть до формирования вредной привычки. Меж тем мышцы языка у ребенка быстро ослабевают, а это потом довольно длительно устраняется. Так что после года ребенка лучше переводить на пользование ложкой и чашкой.
- У меня двое внуков, одному полтора года, другому 3,5. Подскажите, есть ли какие-то нормы насчет того, сколько ребенок должен знать слов в определенном возрасте?
- К двум годам ребенок должен знать примерно 300 слов, уметь составлять из них простые грамматические фразы («Мама, хочу кушать»), пусть часто и без использования предлогов. К трем годам малыш уже знает 2-3 тысячи слов, может рассказывать простейшие четверостишия, знает пять цветов, понятие величин.
Ну а полностью звуки речи ставятся к пяти годам, когда завершается формирование лицевых костей скелета.
- Сейчас внуку год с небольшим. Родители часто говорят с ним по-английски, чтобы сразу учил язык. Не будет ли у него в голове каша от этого?
- Как показывает моя практика, это действительно может вызвать задержку речевого развития. Не рекомендую учить иностранному языку так рано. Сначала нужно нормально поставить звуки родной речи, а оптимальное время для этого - с трех до пяти лет.
- Правда ли, что занятия творчеством (лепка, рисование, любая мелкая моторика) могут исправить дефекты речи? Как это взаимосвязано?
- Действительно, мелкая моторика благоприятно действует на развитие речи. Серьезные дефекты, конечно, она не исправит, но нужные импульсы в кору головного мозга направит. А в мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены рядом. Поэтому пальчиковой разминкой логопеды всегда предваряют основное занятие.
Полезно потрогать массажные мячики с шипами, поработать со шнуровкой, конструктором «Лего», «поприкусывать» пальчики прищепками. Детям такие вещи очень нравятся.
- Бабушка постоянно сюсюкает с моим сыном (ему 2,5 года), коверкает слова, как будто на детском языке говорит. А я разговариваю с ним без искажений. Но если малыш хотя бы полдня с бабушкой проводит, то и его речь ухудшается. Может, таких вот бабушек вы через газету образумите?
- Да, родителей, а особенно умиленных бабушек и дедушек, стоит предостеречь от всякого рода сюсюканий. Для развития и формирования правильной речи важно такую речь слышать. Тон в этом должны задавать взрослые!
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 22, 30 мая 2017 г.
penzainform.ru писал(a):
Бред. Моей маме так говорили, запугивали такие всезнайки логопедицы. У меня идеальная дикция, проблем с речью нет, потому что в роду их нет ни у кого, взяться им неоткуда.penzainform.ru писал(a):
Еще одна ограниченность. Про детей-билингвов она и не слышала. В Швеции дети дома на русском, в саду - на шведском, у друзей - по-английски. С раннего детства, не задумываясь, почему так.