Еще в конце 1970-х ВИА «Веселые ребята» пел:
«Наверно, скоро мы ходить разучимся,
Уже привычка ездить в нас живет.
Пройти пешком всего два шага мучимся,
Сто километров на авто не в счет!»
Уже через 20 лет это пророчество сбылось на все 100%. И сегодня даже в провинциальной Пензе «автомобили, автомобили буквально все заполонили», причем в некоторых семьях есть по нескольку машин.
Действительно ли автомобиль так необходим сегодня пензякам? Или все дело в зависти и слепом следовании моде? Окупаются ли затраты на машину? Вот лишь часть вопросов, которые «МЛ» предложил обсудить экспертам - радиожурналисту Андрею Токареву, начальнику отдела УГИБДД УМВД России по Пензенской области Александру Бубнову, начальнику отдела страховой компании Андрею Рабочему, ведущей программы 11 канала Карине Кирилловой и завотделением областной наркологической больницы, убежденному автолюбителю Илье Лану.
- Многие из тех, кто мечтает об автомобиле, наивно полагают, что с его помощью ежедневные транспортные проблемы исчезнут как по мановению волшебной палочки. Так ли это на самом деле?
Карина Кириллова: «Увы, только после покупки авто новоиспеченный владелец начинает задавать себе вопрос: а каковы расходы на содержание машины? Сюда входят цены на топливо и паркинг (сутки на платной стоянке - 100 рублей), мойку и техническое обслуживание. И это только самые необходимые расходы. Добавим сюда ежегодную плату за страховку. Если же, не дай Бог, вы попали в ДТП, то практически любой ремонт также влетит вам в копеечку.
Если вы приобрели подержанный автомобиль, то, к гадалке не ходи, вкладывать денежки в него вам придется постоянно».
Андрей Рабочий: «Что касается стоимости страховых полисов, то сейчас многие оформляют их онлайн, так быстрее и дешевле. Потом документ достаточно просто распечатать и представить в ГИБДД - машина будет поставлена на учет. Цена страховки зависит от возраста человека, стажа вождения, количества лошадиных сил автомобиля. Базовый страховой тариф для физических лиц составляет 4 118 рублей».
Илья Лан: «Помните фразу из «Берегись автомобиля»: «...каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого машина есть, мечтает ее продать. И не делает это только потому, что, продав ее, останется без машины».
Каждый умом понимает - общественным транспортом дешевле, но упорно держится за баранку собственной машины».
- Сколько в среднем стоит содержание одного автомобиля? Какие деньги, пусть даже по минимуму, придется ежемесячно выкладывать за удовольствие держать в руках руль?
Илья Лан: «Давайте посчитаем. У меня только на бензин ежемесячно уходит порядка 3 500-4 000 рублей. И если брать лишь один этот фактор, то за год набегает около 50 000 рублей. Теперь возьмем 244 рабочих дня 2017 года. На маршрутке на работу и обратно - 40 рублей. Умножаем на 244. Получается 9 760 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.
Даже если приплюсовать сюда поездки по выходным и праздничным дням, все равно в разы дешевле!»
Андрей Токарев: «Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, когда машина будет съедать большую часть ваших доходов, перед выбором и покупкой авто тщательно просчитайте свои финансовые возможности. Денег будет требовать любая машина!
Изучите технические характеристики автомобиля - в первую очередь вид и расход топлива. Теперь резина: вам необходимо два комплекта - летняя и зимняя. Комплект резины (служит максимум 5 лет) на отечественное авто стоит порядка 12 000 рублей, на иномарку - от 16 000 рублей.
Далее выясните межсервисный пробег и узнайте стоимость каждого ТО (от 6 000 до 20 000 рублей в зависимости от марки).
Сразу думайте, где вы будете парковаться: возле дома, на платной стоянке или в гараже. Самый дешевый гараж на окраинах Пензы стоит сегодня 150 тысяч. В центре - сумма зашкаливает за миллион.
Мойка и чистка салона - не реже одного раза в месяц (порядка 600-700 рублей)».
- А сколько теперь в Пензе и области автомобилей? Какими темпами растет автомобилизация губернии?
Александр Бубнов: «В целом по области по состоянию на 1 января 2017 года было зарегистрировано почти 510 000 автомобилей (население Сурского края - 1 341 526 человек. — Прим. ред.). А ежегодный прирост составляет около 5 000 транспортных единиц.
Массовый наплыв автомобилей начался примерно с 2010 года. Вместе с этим возросло и количество аварий.
А все потому, что не было никакого программного подхода, и лишь теперь активно идет обустройство улиц и дорог, барьерных ограждений, ужесточились штрафы и процедура получения водительских прав. Хочу отметить, что аварийная ситуация на дорогах меняется. К примеру, с начала года и по 15 марта произошло 296 ДТП, 41 человек погиб, 400 ранено. За аналогичный период прошлого года была 321 автокатастрофа, погибло 45 человек, ранеными числилось 441».
- Регион у нас дотационный. А значит, и зарплаты с московскими не сравнить. Но, если посмотреть, какие навороченные авто колесят по Пензе, создается впечатление, будто народ у нас не самый бедный в России...
Илья Лан: «Я автомобилист 11 лет. Однажды супруга настояла, что нам необходима машина, и теперь я уже не представляю нашу жизнь без авто. Но выбирали мы транспорт, учитывая свои финансовые возможности, поэтому главным критерием была экономичность машины. А вот такой чисто пензенский феномен, когда семья снимает однокомнатную квартиру, но при этом приобретает в кредит дорогущую иномарку, меня просто поражает. Ну кому нужны эти понты?
Мы все киваем на уровень жизни в Европе, а там, между прочим, такого абсурда не встретишь. К примеру, был я как-то в Испании, так за все две недели отдыха ни разу не увидел ни одной машины с двигателем объемом больше 1 литра. Все компактные, на механике, так как это дешевле.
Чем мощнее, навороченнее автомобиль, чем больше под капотом лошадиных сил, тем, стало быть, выше налоги, больше машина жрет бензин. Так что поневоле задумаешься: а оно мне надо? Все эти доморощенно-пензенские демонстрации крутых внедорожников не более чем собственная закомплексованность. Попытка самому себе казаться рангом выше, чем остальные. Желание завоевать «уважение» хотя бы таким способом».
Карина Кириллова: «Мои иногородние друзья часто называют Пензу городом понтов. Их всегда удивляет, ну как это можно брать в кредит айфоны, крутые машины, а ходить в последних штанах. Из-за того что люди не берут машины по своим реальным финансовым возможностям, в Поволжье мы, пожалуй, один из немногих городов, где дорогущих машин в избытке».
- В упомянутой вами Европе для населения давно созданы велосипедные дорожки и стоянки. Может быть, и Россия рано или поздно придет к мысли, что за великами будущее?
Александр Бубнов: «Пензе давно необходимы велодорожки, но все опять упирается в администрации разных уровней и владельцев автодорог. Мы вносим свои предложения, но пока на эти цели средства не выделяются».
Андрей Токарев: «Я за экологию и с удовольствием пересел бы на велосипед, но в Пензе сделать это просто невозможно! Для велосипедистов нет абсолютно никаких условий, по тротуарам ездить нельзя, а по обочине трассы - смертельный номер. Однажды попытался добраться до дачи и обратно на велосипеде, так едва не поседел в одночасье!
Единственное место, где у нас можно безопасно для жизни покататься, - лес. А вот в Германии и Голландии я ездил на велике с удовольствием и чувствовал себя спокойно и комфортно в любой части европейских городов».
Владимир Вержбовский, Олеся Боровец
«Молодой ленинец», № 12, 21 марта 2017 г.
Автомобилистов депортировать за 101 километр и сразу жизнь наладится.