Анатолий Красников - летописец советской истории Пензы. Его мастерская на чердаке многоэтажки на ул. Бакунина - целый пантеон советского экспрессивного реализма!
«В Пензу я приехал из Казахстана в 1961-м, - вспоминает Анатолий Семенович. - Город понравился с первого взгляда - душевный, провинциальный. Особенно пленила улица Московская, тогда еще полная купеческих домов...»
Но советские времена вовсе не поощряли любование патриархальностью - от художника ждали воспевания лишь героического революционного прошлого, выражения любви к Родине в фактурных образах. И мастерская Красникова заработала на полную мощь.
Начиная с 1970-х из-под умелых рук Анатолия Семеновича вышли огромные панно для областного архива, витражи для кинотеатра, идеологические украшения актовых залов школ города: Ильич, счастливая советская детвора, раскрытые книги, несущие свет знаний... Выполнялось это все в разнообразных техниках: живопись, барельефы, маркетри...
«Специальную композицию я изготовил для военного городка, - вспоминает мастер. - Посвящена она была содружеству армий соцлагеря, а украшала гостиницу для иностранных курсантов. Работу высоко оценили в Москве».
По признанию пензенского художника, одним из самых масштабных своих детищ он считает изображение Железного Феликса размером 7 х 3,5 м, установленное в локомотивном депо имени Дзержинского при станции Пенза III. Развитие железнодорожного транспорта, защита беспризорников — ни одно из достижений Феликса Эдмундовича не было забыто в этой колоритной мозаике.
Кстати, свою коррективу в нее внес второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Мясников: на стадии подготовки эскиза он подрисовал на заднем фоне складки знамени. Анатолий Семенович опешил, но смирился: картина действительно стала выглядеть лучше. А листок с исправлениями Мясникова художник хранит до сих пор.
«Никогда не забуду, в каких условиях создавал это панно, - улыбается Красников. - Мне выделили гардероб длиной 2,5 метра. Пол был такой тонкий, что, когда мимо проходил поезд, кусочки смальты подскакивали на несколько сантиметров. Пришлось поручить помощникам ловить квадратики и приклеивать их назад. Но они напутали с цветами. К счастью, это заметно только мне».
В сжатые сроки для гигантского панно были готовы порядка 70 квадратных блоков с фрагментами мозаики - Анатолию предстояло собрать этот пазл на стене. Заливку арматуры бетоном и монтаж изображения он проводил за плотным занавесом. И лишь в назначенный день полог был торжественно сдернут...
Многие свои творения Анатолий Семенович пережил - со сменой политического строя от них отказались. По непонятным причинам решено было снять и 20 абсолютно невинных барельефов с кинотеатра «Горизонт». Несмотря на полное отсутствие идеологической окраски, знаки зодиака и времена года тоже кому-то помешали.
Несмотря на почтенный возраст, Анатолий Красников полон сил. Говорит, у него есть отличные идеи, как облагородить здание вокзала станции Пенза-I. Да и опыт такого масштабного творчества имеется - в начале 1980-х барельефы работы Красникова установили на вокзале станции Амгунь на БАМе.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 21, 24 мая 2016 г.
Успехов Художнику!!!