«Крещается раб Божий Виктор. Во имя Отца, аминь, во имя Сына, аминь, во имя Святаго Духа, аминь...». Гул двигателя подъехавшей бронемашины заглушил последние слова таинства крещения. Командир десантной бригады полковник Сергей Истраков знаками показал священнику, что необходимо срочно уезжать.
«Я скоро вернусь, не волнуйтесь...» - успокоил российских миротворцев игумен Иосиф, садясь в БТР. И они знали - батюшка обязательно вернется, ибо он их бригадный священник.
Родился русин Иван Микора в 1960 году в закарпатском городке Хусте, месте для Русской православной церкви очень знаковом. Более 300 священников и монахов дала церкви эта земля. Но в детстве Ваня и не думал, что посвятит свою жизнь служению Господу. Правда, когда утонул его младший брат, мальчик впервые задумался о том, как скоротечен может быть земной путь.
«Вероятно, сказалось и то, что тетка моя была монахиней Вознесенской обители, - показывает снимок матушки Анны мой собеседник. - А я практически вырос на подворье этого монастыря».
Вместе с дипломом об окончании училища, где он получил специальность телемастера, пришла и повестка из военкомата.
«Хорошие специалисты армии нужны позарез, - листал личное дело призывника начальник призывной комиссии. - Так что, Иван Михайлович, направим мы тебя в Южную группу войск в Венгрию. Служить будешь в Будапеште в бригаде связи».
Там, в братской в ту пору социалистической республике, рядовой Микора и узнал о Герое Советского Союза из Пензы, гвардии рядовом Юрии Бурмистрове.
24 октября 1956 года наш земляк находился на особо охраняемом объекте Будапешта - узле связи. Его и пытались захватить венгерские путчисты. В ходе боя с противником пензяк оказался отрезанным от своих товарищей. Он отстреливался до последнего патрона, а затем подорвал себя и окруживших его мятежников гранатой. То есть положил жизнь «за други своя и Отечество». В общем, задуматься было над чем.
К окончанию срока службы Иван Микора уже точно знал, что будет поступать в Одесскую духовную семинарию, где Пенза вновь напомнила о себе. В гости к семинаристам не раз приезжал епископ Пензенский и Кузнецкий Серафим, в недавнем прошлом наместник здешнего Свято-Успенского Патриаршего мужского монастыря. Владыка обратил внимание на семинариста из Закарпатья, не раз с ним беседовал и предлагал по окончании учебы служить в своей епархии.
«Теперь я точно могу сказать, что владыка Серафим был одним из моих духовных наставников, - вспоминает игумен Иосиф. - Мы переписывались с ним, поздравляли друг друга с праздниками. Но в Пензу я по стечению обстоятельств не попал. Служить начал в Виннице. А вот на мое решение принять монашеский постриг владыка оказал большое влияние. Правда, монахом с именем Иосиф я стал уже в Казахстане, в Уральске».
И все же архиепископ Серафим еще раз принял участие в судьбе теперь уже игумена Иосифа.
«Когда в январе 1999-го командование ВДВ обратилось в отдел Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами с просьбой направить духовного пастыря в миротворческую бригаду, выбор пал на меня, грешного, - продолжает мой собеседник. - Владыка посоветовал: дескать, есть у меня на примете монах родом почти из этих мест, да и язык, думаю, тамошний поймет».
В том же месяце игумен прибыл на Балканы. На вокзале его встретили миротворцы и с ветерком доставили в расположение части в город Углевик. Первое, что удивило священника, - это абсолютно красный снег. Но бойцы успокоили, мол, все нормально - с бывших рудников ветер пыль приносит.
«Первое время было морально тяжело и непривычно, - перебирает старые фото монах. - Мусульманское население, враждебно настроенное к россиянам, доставляло немало хлопот. Командир даже рекомендовал мне ходить в камуфляже, а не в рясе.
Едва завидев меня, местные чиркали большим пальцем по горлу и кричали, будто отрежут мне голову. Следовало переломить ситуацию. Отмечу, что к завершению моей пастырской миссии подобного уже не случалось».
Спустя два месяца солдаты между собой, конечно, начали называть игумена Иосифа заместителем командира бригады по связям с Богом. А он день за днем кропотливо выполнял порученную ему работу. Объезжал все восемь блокпостов, на которых несли службу десантники. Самый дальний из них располагался в 150 км от базы.
Примерно через полгода на смену священнику должен был приехать новый монах, но как раз в это время начались бомбардировки Югославии натовской авиацией. Получилось так, что бригада оказалась в кольце, и даже посадка самолетов в Тузле запрещалась. Уехать от своих в столь трудный час значило почти предать.
«Если придется погибнуть, так уж вместе с ребятами», - решил пастырь.
По выходным дням уже сербы радовались, когда над Углевиком плыли звуки колокольного звона, приглашающие на службу в храм Александра Невского, иконы для которого подарил десантникам Зураб Церетели, а колокола прислал московский мэр Юрий Лужков.
Местные жители с удовольствием приходили послушать русского священника, да и сам он по просьбе югославского командования не раз выезжал к солдатам-сербам с проповедями.
Натовцев же Иосиф удивил своим умением владеть стрелковым оружием. На показательных стрельбах игумен был далеко не последним. Хотел он показать супостатам, что и с парашютом прыгать умеет, но в дело вмешался заместитель командирапо работе с личным составом: «Батюшка, янки же с ума сойдут. Скажут, что вы и не монах вовсе, а офицер, окончивший Рязанское училище ВДВ».
А когда в Сараеве командование натовским контингентом проводило конференцию для полковых капелланов, с Иосифом случился конфуз.
Среди 50 протестантских и 4 католических священников православным оказался он один. Чуть припоздав, игумен зашел в зал, поздоровался и сел в... кресло начальника штаба, стоявшего рядом.
«Недоразумение быстро уладили, - смеется мой визави, - но потом американцы еще долго шутили, что русский монах целых пять минут руководил натовцами».
Отец Иосиф так полюбился десантникам, что, когда пришло вторичное распоряжение о замене, комбриг решительно воспротивился, позвонил в Москву епископу Савве и попросил оставить «нашего батюшку» еще на один срок. И в третий раз приехавший на замену священник выдержал в бригаде только неделю. Иосифу вновь пришлось остаться, о чем он, кстати, никогда не жалел.
И все же день прощания наступил. На плацу в парадной форме выстроилась вся бригада. Иосиф тоже был при параде с двумя медалями «За укрепление мира» I и II степени и сербской наградой «Серебряный орел».
Священник был несказанно растроган, когда мимо него торжественным маршем прошли все батальоны десантников-миротворцев. Только ради этого стоило нести свой крест.
По возвращении в Россию игумен Иосиф был направлен в Пензу, где служил в молитвенном доме Петра и Павла, а затем и в городских церквях. Ныне кавалер пяти российских и иностранных медалей окормляет военнослужащих в храме Георгия Победоносца при областном сборном пункте.
Владимир Вержбовский
«Молодой ленинец», № 25, 7 июля 2015 г.
Убийца.