Сетевое издание|18+|Понедельник|25 ноя 2024|15:11
rss PenzaInform в Одноклассниках PenzaInform в Вконтакте PenzaInform в Telegram PenzaInform в Дзен

Через социальные сети

Через аккаунт на сайте

Имя
Пароль
+0oC
+1oC
Погода | Сегодня | Облачно |
+0oC
+1oC
Завтра | Ясно |
 
19.03.2015|13:40


«Величаем вас, святии новомученицы и исповедницы Российстии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте», - вместе с другими священниками чествовал погибших за веру молодой батюшка в не совсем обычном облачении.

По окончании богослужения я поинтересовался у знакомых: «Кто это?» - «Отец Варсонофий из Кузнецка, из единоверческой церкви».

Попытался было узнать, что это за церковь такая, а в ответ, как говорится, тишина. Поэтому, взяв в епархии телефон священника, я отправился в гости. Где наша не пропадала!

РАСКОЛ

Оказалось, церковь единоверцев находится в самом обычном доме. Открываю калитку, а навстречу мне уже идет молодой батюшка Варсонофий: «Здравствуйте! Как доехали?».

Внутри ожидал увидеть суровые лица. Единоверцы - это же старообрядцы, значит, все они должны быть очень суровыми - так о них писали в советских книгах. Но ошибка вышла - встречают меня доброжелательными улыбками. Сразу за порогом - храм. При входе мы с водителем крестимся, «как все», а наши хозяева - двумя перстами. В остальном никаких отличий. Ладно, поговорим.

«С чего начнем, батюшка?» - спрашиваю у священника. «Так с раскола, - отвечает мой собеседник. - Поскольку он, вызванный реформами патриарха Никона (в частности, 21 февраля 1653 года он повелел употреблять троеперстное крестное знамение вместо двуперстного - делалось это в угоду греческой обрядовой традиции. - Прим. ред.), оказался бедой всей России. Практически каждый человек был поставлен перед сложным выбором, и далеко не все согласились проявить лояльность к власти. У многих преданность вере отцов и дедов оказалась сильнее заботы о мирском благополучии».

Противников реформы стали жестоко преследовать. Приверженность к старообрядчеству влекла за собой публичную казнь - сожжение в срубе. Перед этим раскольников страшно пытали: специальными тисками дробили кости суставов, подвешивали за ребра на крюк, на несколько месяцев бросали в ямы.

«За что такие мучения? - смотрит на меня отец Варсонофий. - Старообрядцы видели свое предназначение в том, чтобы из рода в род передавать вероучение предков в неизменном виде. Гонения за веру и вынудили многих покинуть родные места, бежать из центра на окраины России. Появились старообрядцы и в наших краях».

В Поволжье было много поселений единоверцев. Только в Пензенской епархии насчитывалось 11 старообрядческих приходов.

«В Кузнецке до 1917 года службы велись в четырех церквях разных старообрядческих согласий, - вступает в разговор пономарь Федор Журавлев. - Один только Крестовоздвиженский старообрядческий храм был уникальным хранилищем древних икон, книг, рукописей.

А церковь в честь святителя Николы, построенная на средства миллионера Боброва! За красоту в народе ее называли «Каменным цветком». Но в годы гонений все единоверческие храмы были закрыты».

Официальный статус в Русской православной церкви единоверие получило еще 27 октября 1801 года. В этот день император Павел удовлетворил прошение московских старообрядцев «о даровании им законного священства» с дозволением «...продолжать богослужения по книгам, которые использовались при первых пяти Всероссийских Патриархах». К октябрьскому перевороту 1917-го в империи насчитывалось более 600 единоверческих приходов.

В Сурском крае первые единоверческие церкви и школы при них появились в селе Поим Чембарского уезда. В 1876 году на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы собственные деньги пожертвовали Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович. А цесаревич послал в дар прекрасную икону, которую сам выбрал из своего хранилища.

Примечательно, что единоверцы очень уважительно относились как друг к другу, так и к окружающим.

«В Пойме не только в среде православных, но и у раскольников православное духовенство пользуется должным почтением, - отмечал в статье «Храм во имя Святого и Чудотворного Николая» Борис Боголюбов. - Раскольник при встрече с православным священником считает своим долгом почтительно ему поклониться и приветствовать его своим обычным восклицанием: «Здорово, отец!».

Здесь же на 3 000 мужского населения насчитывалось более тысячи грамотеев, многие из которых выписывали себе для чтения газеты и журналы.

«В Пойме оба училища набиты битком, - писали «Пензенские губернские ведомости» в 1883 году. - И учителям приходится прибегать к таким крайним мерам, как прием новичков по жребию и установление платы за право учения с детей лиц, не принадлежащих поимскому обществу. Между тем число желающих растет год от года».

Стараниями старообрядцев к 1901 году в селе работали пять школ, земское женское училище и библиотека-читальня.

МЫ ГОСТЯМ РАДЫ!

Увы, сегодня в нашей губернии есть лишь одна единоверческая община - в Кузнецке. Она объединяет почти 30 верующих. Хотя приверженцев старого обряда в Пензенской области немало. На праздники сюда приезжают единоверцы не только из Пензы, но и из Ульяновска, Саратова, Воронежа, Мордовии и даже москвичи.

«Службы у нас довольно продолжительные, по древнерусскому уставу, идут без сокращений, - проводит для меня ликбез прихожанка Любовь Кузнецова.

- Поначалу кому-то может показаться, что он не выдержит, не выстоит, но такого никогда не случалось.

Девочки и женщины у нас в сарафанах допетровского кроя, мальчики и мужчины в косоворотках. У нас при общине и швея своя есть, одежду у нее даже москвичи заказывают. Правда, так одеваться никому в обязанность не вменяется, и со службы вас никто не выгонит. Я сама-то думала, что сарафан никогда не надену. А когда попробовала, почувствовала связь, родство со своими предками. Это дает возможность понять, как они молились».

Во время богослужений здесь используются восковые свечи, а масло в лампадах исключительно растительное. А вот собрание старинных книг, древних икон и старообрядческой церковной утвари у единоверцев уникальное. Недаром одна из задумок общины - создать при своей церкви, которой пока еще нет, собственный музей.

«Почему-то некоторые люди думают, что у нас все происходит втайне, что ли, - улыбается отец Варсонофий. - К нам может прийти любой человек - молиться вместе, отмечать праздники. Двери всегда открыты, мы гостям рады.

Очень хорошо, что о нас начинают узнавать старообрядцы из других регионов. Из Ессентуков нам прислали хоругви, часть икон и набор колоколов из Воронежа. Шлют подсвечники, другую церковную утварь. А ведь хлопотать об открытии общины мы начали не так уж давно - в 2005 году.

С Божией помощью дело движется, и я уверен, что у нас обязательно появится свой храм!»

Владимир Вержбовский

«Молодой ленинец», № 11, 17 марта 2015 г.

0
0
0

Гость||

А Гундяев с Кадыровым не оскорбятся?

Гость||

Почитайте книгу или,если лень читать,посмотрите фильм "Хмель".Там очень хорошо описаны обычаи староверческой общины.

Гость||

Лучше в ютубе посмотреть видео "Драка монахов в Иерусалиме "

Гость||

Молодец, Володя! Зачет от Господа.

Гость||

Гость писал(a):

Молодец, Володя! Зачет от Господа.
Боже?! Ты?! Алилуйя!

Гость||

penzainform.ru писал(a):

«Почему-то некоторые люди думают, что у нас все происходит втайне, что ли, - улыбается отец Варсонофий. - К нам может прийти любой человек - молиться вместе, отмечать праздники. Двери всегда открыты, мы гостям рады.
Тольку посуду,после вашего питья и еды,выбросим,так как она (посуда) осквернена и нам это "не можно"!

Гость||

а как вас найти подскажите пож.

Гость||

"Все они должны быть очень суровыми-так о них писали в советских книгах.

Можно по конкретнее, как назывались книги, кто автор.Что именно там было написано про "суровость" староверов.


 
 
 

Архив газет

с 
по 

Лента новостей

Последние новости

Народный репортер

Мы публикуем самые интересные новости от наших читателей.
Присылайте: editor@penzainform.ru

Адрес редакции: 440026, Россия, г. Пенза,
ул. Кирова, д.18Б.
Тел: 8(8412) 238-001

E-mail редакции: editor@penzainform.ru

Рекламный отдел: 8(8412) 238-003 или 8(8412) 30-36-37

e-mail: reklama@penzainform.ru

Если ВЫ заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите его фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

Сетевое издание СМИ «ПензаИнформ» |18+| 2011—2024

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Реестровая запись ЭЛ № ФС 77-77315 от 10.12.2019 года. Учредитель ООО «ПензаИнформ». Главный редактор — Белова С.Д. Телефон редакции 8 (8412) 238-001, e-mail: editor@penzainform.ru.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Мобильная версия | Пользовательское соглашение | Реклама на сайте