«Не кочегары мы, не плотники, а мы художники-высотники!» - так шутя называет себя и своих коллег преподаватель Пензенского художественного училища Валерий Грузд. Вот уже много лет, помимо учебной деятельности, он занимается росписью храмов.
«Меня этим заинтересовал мой преподаватель, когда я работал в художественной школе, - рассказывает Валерий. - И первой моей пробой пера (вернее, кисти) стал храм в деревне Качкурово, что в Мордовии. Его мы расписали в древнерусском стиле - так, как это делали ученики Андрея Рублева».
Работа пензяков так понравилась местным жителям, что художников пригласили в другие церкви: на малую родину экс-главы республики Николая Меркушкина (мастера расписали храмовый алтарь) и в монастырь Иоанна Богослова в селе Макарьевка.
Там умелые кисти коснулись не только самого храма, но и трапезной - места, где братия принимает пищу.
Затем было еще несколько проектов в Туле и Воронеже. И только потом весть об умелом мастере докатилась до Сурского края: Валерий участвовал в росписи храма Святой Блаженной Ксении Петербургской в Спасске и храма Николая Чудотворца в Терновке.
«Мы работаем акриловыми красками, - раскрывает профессиональные секреты Грузд. - Нимбы и некоторые другие элементы изображений покрываются сусальным золотом. Но с ним работают специально обученные люди: там любое неверное движение или даже дыхание может все испортить: позолота свернется!»
Изображать картины из Писания - дело очень ответственное. В нем существуют строгие каноны, от которых нельзя отступать. Изображая святых угодников, нужно соблюдать и их портретное сходство с имеющимися образами.
«Кроме того, у каждого батюшки свое видение того, какой должна быть роспись храма, - признается Валерий. - Даже цветовая гамма поэтому в разных церквях различается.
Однако если за время нашей работы в церкви или монастыре меняется настоятель (а такое бывало,процесс-то длительный), мы все равно продолжаем действовать по указаниям его предшественника: на переправе лошадей не меняют».
Впрочем, художники все-таки люди свободные и даже в религиозных изображениях они получают относительный карт-бланш: например, могут на свой вкус написать пейзаж на заднем плане - деревья, города, горы.
«Перед началом каждой росписи я обязательно пощусь, - признается художник. - Это положено. Да и мне так легче работается. А перед тем как взять в руки кисть и палитру, обязательно читаю Иисусову молитву. Она придает нужный настрой и уверенность: подчас нам приходится трудиться на верхотуре. Однажды, например, я расписывал храмовый потолок на высоте 9-го этажа».
За время работы в святых местах наш земляк не раз становился очевидцем настоящих чудес, объяснения которым искать не берется.
«В Мордовии есть такой отец Феофан, - говорит Валерий Грузд. - Он обладает целительским даром - с надеждой на выздоровление к нему стекаются верующие со всей России. У батюшки очень интересный способ изгнания бесов - с помощью маленького копья для изготовления просфор.
Так вот, не раз, стоя на лесах, я видел, как происходит обряд экзорцизма, и, признаюсь, у меня аж мурашки по спине бегали: люди катались по полу, их даже приходилось держать, чтобы не поранились. А затем они враз преображались: злой дух выходил вместе с болезнью!»
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 28, 10 июля 2012 г.
В заголовке плохая рифма. Куда лучше - за поллитрой с молитвой.