В Пензе до сих пор бурно обсуждают произошедшие еще в начале марта жестокие конфликты в подростковой среде, ставшие достоянием федеральных СМИ. Срочно проводятся брифинги, круглые столы, по теме не высказался только ленивый, включая детского омбудсмена Павла Астахова.
Дошло до того, что в выяснение вопроса: «Кто виноват?» - между собой вступили в пикировку два правоохранительных ведомства: областная прокуратура и УМВД.
ДЕВОЧКИ-ПРИПЕВОЧКИ
Как это ни печально, но ничего особо удивительного в произошедшем нет. Подобные конфликты были всегда, просто не всегда видео этих конфликтов выкладывали в Сеть, «постить» такое видео - это сравнительно новое увлечение молодежи. Хотя скорее относительно новое - лет шесть-семь оно точно уже существует.
Но в целом тема подростковой жестокости, в том числе когда особую жестокость проявляют именно девочки, достаточно старая, многократно озвученная еще в советские времена «перестройки».
Вот несколько вопиющих случаев последних лет: убийство 12-летней девочки в Башмаковском районе, убийство мальчика в детском лагере, замятый случай драки-избиения в 17-й школе Пензы с нанесением тяжких телесных повреждений.
И теперь сразу два резонансных конфликта. Все героини - исключительно девочки-подростки.
Но ведь это только верхушка айсберга, в реалиях конфликтов гораздо больше. Причем в Сети немало роликов, в которых показано, что можно унизить и в буквальном смысле поставить человека на колени путем чисто психологического давления, не прикасаясь к нему пальцем и даже не повышая голоса. В определенных кругах именно такой способ считается «высшим пилотажем», поскольку привлечь к уголовной ответственности в таком случае практически невозможно.
КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Кроме всего прочего, в подростковой среде далеко не всегда «палач» считается палачом, а жертва - жертвой. По уголовному кодексу - да, там все четко прописано, а по «понятиям» все может быть с точностью до наоборот. Не секрет, что в последние годы, примерно с 2013-го, в молодежной среде набирает популярность криминальная субкультура «АУЕ» (расшифровывается как «арестантский уклад един»). В Интернете ей посвящены и форумы, и целые сайты. Сколько у этой субкультуры адептов, остается только догадываться.
Теоретически правила «АУЕ» очень похожи на мушкетерские традиции: «мы должны держаться вместе против ментов» (чем не «мушкетеры против гвардейцев кардинала»?), «споры решаются мирным путем» (а точнее, как скажет «авторитет», так и будет), а еще пропагандируется взаимоподдержка и уважение друг к другу. Внешне для подростка все достаточно привлекательно, на деле же выстраивается структура стаи со своей иерархией и атрибутикой.
Например, аббревиатура «АУЕ» может служить приветствием. Так что, услышав, как на улице две девушки приветствуют друг дружку подобным образом, не особо удивляйтесь. И держите уши востро.
В появлении подобной субкультуры опять же ничего нового и ничего удивительного нет. Все эти молодежные банды и группировки уже были и в 80-е, и в лихие 90-е, то есть во времена кризиса - социального и экономического. Сейчас снова кризис, причем и социальный, и экономический, и снова активизируется и возрастает подростковая преступность и агрессия.
То есть определенная закономерность и сходство есть. Поэтому рискну предположить, что громкими заявлениями о наведении порядка, оргвыводами, круглыми столами и семинарами по профилактике правонарушений проблема будет лишь загнана в тень, но не решена. Более того, она обострится.
Ну просто фигуранты конфликтов учтут свои ошибки, сделают выводы и перестанут выкладывать видео в Сеть. На время. Ведь не будь этого видео, конфликт, а по факту - преступление, скорее всего, замяли бы.
МНИМОЕ МИРОТВОРЧЕСТВО
И здесь хотелось бы вспомнить про так называемые школьные службы примирения (ШСП). ШСП создавались в пензенских школах с 2012 года. Если судить по публикациям на сайте минобра, за это время по проблемам предотвращения конфликтов было проведено множество обучающих семинаров, круглых столов и даже лагерных смен, на которых готовили специалистов по школьному примирению и число которых должно на сегодняшний день исчисляться десятками, если не сотнями.
И где все это великолепие? Почему, когда в школу пришла беда, про школьные службы примирения никто даже и не вспомнил, куда попрятались все эти «специалисты»? Хотя, как я понимаю, на все эти мероприятия, в основном показушные, были потрачены средства, и немалые.
Более того, миротворчеством у нас занимаются не только государственные, но и общественные организации. Например, в декабре прошлого года пензенская региональная благотворительная общественная организация «Социальная молодежная служба» выиграла грант в сумме 140 тысяч рублей на проект «Областная служба примирения «Миротворец».
Опять же, где результат, где хотя бы заявление или комментарий для СМИ по поводу произошедших конфликтов. Почему все, кто поимел на создании ШСП какую-то копейку или иные преференции в виде приятного времяпрепровождения в лагерях или на семинарах, теперь молчат?
КОНЦЫ В ВОДУ
В свое время проблемами школьных конфликтов достаточно много занимались в институте народосбережения (сам отчасти приложил к этому руку). И на сайте института была достаточно богатая подборка материалов по организации ШСП, начиная с отчета по самой первой конференции, состоявшейся в Пензе в ноябре 2012 года. То есть некая история развития ШСП, причем достаточно критическая история.
Сейчас институт закрыт, сайт уничтожен, материалы недоступны. Кто это сделал, почему и зачем - тоже хорошие вопросы для министра образования, не правда ли?
«Любимая газета», № 14, 6 апреля 2016 г.
А чем закончилась история с девочками?