На круглом столе, проходившем в пензенском региональном институте народосбережения и посвященном повышению эффективности уроков физической культуры в школах, обсуждались проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям физкультуры.
ЗА ТАКУЮ ЗАРПЛАТУ НЕ ХОЧЕТСЯ РАБОТАТЬ
Начнем с того, что не во всех школах Пензенской области учитель физкультуры - специалист.
- Встречаются как грамотные учителя физкультуры, так и педагоги, которые ведут уроки физкультуры по совместительству. И эта проблема касается в основном сельских малокомплектных школ, - заметила Наталья Лобанова, начальник отдела спорткомитета Пензенской области. - Кадров не хватает, люди не идут работать в школу, потому что их не устраивает заработная плата.
Студенты физвоспитания ПГУ, услышав это, оживились:
- С удовольствием пошел бы работать в школу! Но я женатый человек. Если будут платить хорошо, чтобы можно было прокормить семью, я стану учителем! - пояснил Виктор Зиновьев. Его поддержала сокурсница Виктория Левина:
- Когда я училась в школе, учитель физкультуры вдохновлял меня. В результате я пошла по его стопам. А сейчас понимаю: чтобы получать достойную зарплату, нужно будет не только вести уроки, и времени на собственную семью у меня не останется. Поэтому работать в школе пока не планирую.
А Анастасия Зайцева уже ведет физкультуру в школе № 60:
- Я могу рассказать, какую заработную плату получаю. У меня ставка - 18 часов. Плюс еще три «лишних» часа (потому что я единственный физрук в школе), два часа (потому что я единственный физрук в школе), два часа теоретических основ здорового образа жизни и два часа тренировочной секции.
Кроме этого, я отвечаю за спортивные мероприятия и в свои выходные дни вожу детей на соревнования. И за все это мне платят 14 тысяч рублей. Иногда меньше. Но это не все проблемы учителя физкультуры. Материально-техническая база нашей школы заставляет желать лучшего, спортивная площадка находится в ужасном состоянии: я детей боюсь выводить на улицу, асфальт весь в рытвинах. Получается, даже имея знания, в школе сложно работать.
ИНВЕНТАРЬ - ЗА СЧЕТ РОДИТЕЛЕЙ?
Педагоги одобрительно переглянулись. Это проблема многих.
- Вот нам в школу пришло 30 пар лыж. Дети 5-7 классов откатались на них два месяца - и все: крепления выворочены, ботинки расклеены, палки поломаны... Понятно, что нам привезли то, что подешевле. Но кто теперь должен все это ремонтировать? Учитель физкультуры! Когда? В свободное время, которого у него нет! Мы вынуждены работать с восьми утра до девяти вечера, чтобы заработать «среднюю» зарплату. А сколько мы бумажной работы делаем!!! - возмутилась женщина-педагог.
- Мне кажется, школьным инвентарем должна пользоваться только социально незащищенная группа детей, - заметила Наталья Лобанова. - Вот в старокаменской школе, например, дети на уроки физкультуры приносят свои лыжи.
Эта фраза задела за живое одну из родительниц:
- Это бред! Родители и так сами покупают парты, чинят крыши, стелят линолеум! Если родители захотят, они и так, без напоминании школы, купят своему ребенку лыжи и мячик. А в школе ученик должен довольствоваться тем, что есть. И основная роль уроков физкультуры, прежде всего, идеологическая: должен быть основной упор на массовые виды спорта, чтобы дети объединялись в игре, учились быть командой.
- Но ведь дело не только в материально-технической базе! - пояснила педагог физкультуры одной из пензенских школ. - Вот у нас и спортивные площадки есть, и инвентарь прекрасный, и дети учителей любят, но... заниматься физкультурой не хотят. За один только месяц мне принесли 37 справок со спецгруппой! Девочки не играют в баскетбол, потому что у них то маникюр, то голова болит. Дети, придя в школу, не умеют ни бегать, ни прыгать через скакалку, ни кувыркаться.
Некоторые только в школе первый раз мяч увидели! Так что роль родителей в физическом развитии детей велика. Но проблема еще и в том, что у нас отношение к уроку и к учителю физкультуры несерьезное. Этот предмет стоит на последнем месте и в журнале, и в восприятии как родителей, так и других педагогов и, следовательно, детей. На урок физкультуры можно опаздывать, а можно и совсем не ходить! И во время подготовки к ЕГЭ ученики (начиная с 9 класса) так и делают - отпрашиваются, чтобы не опоздать к репетитору.
НА ПООЩРЕНИЕ НЕТ ДЕНЕГ
Обсуждалась на собрании и проблема поощрения учащихся, которые участвуют в соревнованиях.
- За счeт родителей мы вывезли на соревнования 20 человек.
Наши дети показали хороший результат, за который им презентовали... одну грамоту и кубок. Как после этого смотреть победителям в глаза? Почему нельзя было каждому дать по медали? Или хотя бы по апельсину? - отметила преподаватель физкультуры.
- Или еще случай: в детской эстафете участвовало 12 наших детей 5-7 классов, которым в качестве приза дали... 5 пар фигурных коньков и 5 пар бутс 42-го размера. Дети были в недоумении! И они подходили к нам, спрашивали, что с этими призами делать, как их делить.
- А вам вообще не нужно было поддерживать разговор о призах! - сказала Ирина Одинокова, специалист министерства образования области. - Дети должны побеждать не ради награды!
Тем не менее педагоги были единодушны в том, что поощрение, пусть даже минимальное, должно быть. Дешевый значок, выигранный в соревнованиях, станет стимулом для дальнейших побед. Но, как это у нас часто бывает, даже на это средств зачастую нет.
- У нас запланировано более четырех тысяч мероприятий в год. А бюджет маленький. Даже по шоколадке для всех участников мы купить не можем! - вздохнула Наталья Лобанова. - Но родители, чтобы сделать для своих детей настоящий праздник, сами иногда покупают подарки.
Так что, родители, хотите, чтобы ваши дети занимались в школе физкультурой, заасфальтируйте сами площадку во дворе школы, купите мячи, лыжи. А если вам повезло, и вашего ребенка пригласили поучаствовать в соревнованиях, с вас денежка и на поездку, и на будущий приз. Как это ни обидно.
ВЕРНИТЕ В ШКОЛУ МУЖЧИН!
Преподаватель физкультуры школы № 12 Александр Калинкин все же видит решение всех вышеописанных проблем:
- Тридцать лет назад на судейской эстафете собралось 75 учителей физкультуры. Из них женщин было только 15. А на прошлогодней судейской эстафете из 75 педагогов было уже 60 женщин! И я считаю, что все проблемы начнут решаться, когда мы вернем мужчин в школу! Но это сложно. Нужно для начала поднять престиж нашей профессии.
Вот, допустим, физрук заметил мальчика и порекомендовал ему пойти в спортшколу. В спортшколе тренер позанимался с ребенком, довел его до высокого мастерства, мальчик попал в сборную России и стал чемпионом Олимпийских игр. В результате тренеру сразу же присваивается звание «Заслуженный тренер России». А что получит учитель физкультуры, который заметил талант ребенка? Если ученик вспомнит о нем, будет и звание, и зарплата на порядок выше. Но часто ли о нас в таких случаях вспоминают?
P.S. Уже после завершения круглого стола женщины - учителя физкультуры завели разговор «о своем, о женском»:
- Все педагоги приходят на работу нарядные. И только мы вечно в спортивном костюме и кроссовках! Кстати, форму себе мы покупаем на свои деньги. И стоит она недешево. Поэтому, по-хорошему, эти расходы должна оплачивать школа наряду со спортивным инвентарем, а не мы.
Опросив более 15 тысяч школьников из 27-ми регионов России, социологи сделали следующие выводы.
Детям в уроках физкультуры нравятся подвижные игры (40 процентов опрошенных), хороший учитель (35,8 процента), получаемая физическая нагрузка (33,9 процента).
Дети не хотят посещать физкультуру, потому что нет возможности привести себя в порядок после занятий (43 процента); не устраивает расписание уроков: тяжело после физических нагрузок заниматься математикой, физикой и т. п. (40,5 процента); плохой спортивный инвентарь (31 процент); учитель редко поощряет, но часто ругает (8 процентов).
Екатерина Козина
«Любимая газета - Пенза», № 44, 2013 г.
penzainform.ru писал(a):
повышай квалификацию,чуня!