Необычную инициативу проявили министерства культуры и образования. Они предлагают школьникам на факультативных занятиях просматривать фильмы. На сайте министерства культуры уже опубликовали список фильмов, «которые могут быть рекомендованы к просмотру». Перечень состоит исключительно из картин советского и досоветского периодов.
Кроме того, после просмотра списка появляется вопрос: а для какого возраста предназначена столь пестрая кинолента, включающая фильмы «Морозко» и «Зеркало» одновременно? Ведь ранее речь идет о школьниках 6-7-х классов.
Итак, что же могут увидеть наши дети? Прежде всего, «Историю Аси Клячиной, которая любила, да так и не вышла замуж» (А. Кончаловский, 1967 г.) или картину «Стенька Разин («Понизовая вольница»)» (В. Ромашков, 1903 г.). И даже «Маленькую Веру» (Пичул, 1987 г.).
- Все вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино, окончательная версия списка фильмов, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия и т. д. относятся к компетенции Минобрнауки России, - заявляет глава министерства культуры Владимир Мединский. Тем не менее минкультуры уже провело переговоры с теми, кому принадлежат авторские права на фильмы из списка.
Напомним, что предложение ввести в школах уроки кино озвучил Никита Михалков. К слову, осенью 2012 года все желающие могли зайти на определенные сайты и предложить три отечественных и три иностранных фильма для списка.
Получившийся в итоге список, как сообщает сайт минкультуры сегодня, откорректировали специалисты НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов.
Затем сотрудники министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов. По этой причине, сообщает минкультуры, список 100 иностранных фильмов будет опубликован позднее: права на показ зарубежного кино получать сложнее и дольше.
- И таким образом дать понять молодым ребятам, что кино не ограничивается стрелялкой, страшилкой и 3D, а несет в себе определенную формирующую силу, - цитирует Михалкова агентство РИА «Новости».
Впрочем, если авторские гонорары за фильмы в случае их включения в школьную программу способны поддержать на плаву испытывающих трудности талантливых кинематографистов, то идея полезна во всех ее вариациях.
Правда, здесь еще надо взять во внимание, что расширить сетку школьного расписания только в течение последних пяти лет пытались не единожды. Даже в прошлом году много раз поднимали вопросы о введении уроков экономики, национальной политики и межнациональных отношений, предмета «Россия в мире» и т. д.
Наверное, лицам, не имеющим отношения к школе, будет трудно представить, что талантливые учителя истории, разбирая со своими подопечными тот или иной исторический период, непременно будут рекомендовать своим школьникам не только художественные книги для прочтения, но и мировые шедевры для просмотра. Еще бы в таком случае неплохо было бы рекомендовать тогда ходить им пару раз в месяц в театр.
Александра Покровская
«Любимая газета - Пенза», № 7, 13 февраля 2013 г.