- Хочешь научиться играть на балалайке? - как-то шутя поинтересовалась я у своего сына-школьника.
- Чтобы надо мной все смеялись? - тут же отреагировал он. - Балалайка сейчас не в моде! Вот синтезатор - это да: под какой инструмент настроишь, так и сыграет.
ВСЯ СИЛА - В ПРОСТОТЕ
То, что синтезатор может выдать любой звук, это я знала. Но вот чтобы простая русская балалайка могла, как по волшебству, звучать гитарой, домрой, дождем, ветром, стуком колес, это я открыла для себя на концерте Алексея Архиповского, лучшего балалаечника России (судя по записи 2011 года в российской Книге рекордов).
Алексей Архиповский приехал в Пензу очень даже «вовремя»: в этот день как раз по всему городу отключили воду. И у организаторов концерта возникло много дополнительных проблем.
- У артиста серьезный райдер, серьезное отношение ко всему: освещению, звуку. Мы постарались выполнить все его пожелания, хотя это было нелегко, - признался заслуженный работник культуры, директор Пензенской областной филармонии Алексей Львов-Белов. - И с отсутствием воды была связана масса неприятностей. Так, Алексей Архиповский должен был остановиться в здании, находящемся рядом с филармонией. Но его пришлось везти в Ахуны.
Тем не менее на качестве концерта данные неудобства никак не отразились. Музыкант выложился на все сто, выжав из балалайки всю ее необъятную душу и раздарив ее кусочки зрителям. Временами даже не верилось, что три струны способны на такое разнообразие звуков. И были такие моменты, когда я завидовала нашим предкам, которые долгими зимними вечерами собирались у открытой дверцы печурки, наблюдали за переливающимися красными угольками и слушали душевные звуки балалайки.
И никакого телевизора, компьютера, попсы, пафоса, гламура и прочей мишуры. Только спокойствие и гармония.
Да и сам музыкант, словно стараясь слиться с полумраком, царившим на сцене, был одет неброско: серые брюки и свитер. А балалайка, скромная царица вечера, такая простая, родная и близкая каждому, то шептала бабушкины сказки, то кричала о своих страданиях во весь голос. И эффект всегда был потрясающим: зрители сидели в мурашках, боясь выдохнуть, чтобы не пропустить ни звука.
За час концерта зрители не услышали от маэстро ни слова: за него все рассказывал инструмент. Когда концерт закончился, артист молча встал, поклонился зрителям, любовно поднял балалайку и скрылся в темноте, не дожидаясь цветов и оваций.
СМЫСЛ ЖИЗНИ - В МУЗЫКЕ
Если честно, не думала, что мне разрешат побеседовать с Алексеем: человек устал, торопился на поезд. Но мне повезло, и артист уделил «Любимой газете» несколько минут.
- Алексей, на ваш взгляд, у балалайки есть будущее?
- К сожалению, это вымирающий вид инструмента. Молодежь не любит балалайку, хотя и приходит на мои концерты, на музыку. Как народный инструмент балалайка будет существовать, пока существует Россия. А как инструмент, нужный людям, - в зависимости от того, кто и как на нем будет играть.
- Можно сказать, что балалайка - ваш лучший друг?
- Это уже больше, чем друг. Это часть меня, некий орган. И когда с ней случается какая-то беда (инструмент тоже иногда «болеет»), я переживаю за нее не меньше, чем за себя.
- А случалось, что во время концертов струны не выдерживали нагрузки?
- Конечно! Для зрителя это всегда заметно. Закончив играть начатое произведение на оставшихся струнах, я всегда говорю людям: «Вот видите, это живой звук, не фонограмма!». Обычно такие ситуации сопровождаются аплодисментами. Ведь музыка не зависит от количества струн.
Можно игрой на простейшем инструменте тронуть человека. Я встречал китайца, который играл на одной струне, и это считалось великим искусством. И это действительно так!
- В чем ваш секрет?
- Я пытаюсь открыть инструмент заново, посмотреть на него с другой стороны. Все «народники» - герметичные люди, немного законсервированные в народном искусстве. Мне в этом было тесновато. И, когда я познакомился с людьми, у которых были такие же взгляды на искусство, и понял, что не один я такой, мне это сильно помогло.
- А как создается ваша музыка?
- Не знаю. Музыка со мной постоянно, поэтому мне трудно ответить на этот вопрос. Вот когда музыки нет, это настораживает, вгоняет в депрессию. И для меня это равнозначно потере смысла жизни.
P.S. Вернувшись домой, нашла в Интернете некоторые произведения Алексея Архиповского.
- Садись, слушай, - позвала я сына. Через полчаса он подошел ко мне:
- Да, над ТАКОЙ балалайкой точно никто смеяться не будет. Но играть на ней все равно не хочу.
Екатерина Козина
«Любимая газета - Пенза», № 1, 2 января 2013 г.
НЕ У КАЖДОГО ЕСТЬ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ЗВУКИ И ПОНИМАТЬ ИХ.