Может ли русский человек не пить? По всей видимости, именно этот риторический вопрос задали себе законодатели, когда решили поднять розничные цены на алкоголь.
В ближайшее время на этот вопрос будет получен исчерпывающий ответ: с 1 июля стоимость спиртосодержащей продукции возрастет почти на треть, и мы, что называется, на собственном кармане ощутим всю прелесть борьбы нашего государства с контрафактом. Именно эта причина, по словам разработчиков законопроекта, послужила поводом для очередного повышения акцизов.
Вторая причина - уменьшение доступности алкогольной продукции прежде всего для молодежи. Удастся политикам добиться этих результатов или мы получим очередной удар по кошелькам простых россиян, за счет которых закроется брешь в федеральном бюджете, - покажет время. А пока корреспонденты «АиФ - Пенза» на примере одного отдельно взятого региона решили выяснить, как на самом деле обстоят дела с контрафактным алкоголем.
ЗОЛОТОЙ АКЦИЗ
Но обо всем по порядку. О том, что цена на алкоголь возрастет, говорили еще зимой. Взлета цен ждали в январе, но его не произошло. Причиной январского феномена стало то, что впервые в истории акцизы, из-за которых обычно дорожает алкоголь, в этом году повышаются в два этапа. Первое повышение было незначительным - на 10%. А вот с 1 июля акцизы вырастут уже на 20%.
В прошлом году ставка акциза на одну бутылку составляла 46,2 рубля, а с 1 июля производители будут платить 60 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Это значит, что с 1 июля минимальная стоимость продаваемой в розницу водки составит 125 рублей. Сейчас пол-литра можно приобрести за 98 рублей. То есть рост составит почти 30%.
Вслед за водкой подорожает и другой алкоголь. Самый дешевый коньяк поднимется в цене до 219 рублей, а бренди - до 190 рублей.
ПОДДЕЛКА НЕ ВСЕГДА ПЛОХО
Алкоголь, в том числе и так называемый тяжелый, будет дорожать вплоть до 2015 года. Таким образом кабинет министров планирует повысить доходы бюджета. Только в 2012 году доход, полученный от продажи алкоголя, должен принести в казну дополнительные 135 млрд рублей.
«Предприниматели станут искать очередные лазейки в законе, - рассуждает начальник отделения Управления по борьбе с экономическими преступлениями УМВД России по Пензенской области Михаил Чуватов.
- Ведь, по сути, акцизы - это налоги, а кому хочется платить большие налоги? Вот и будут предприниматели искать новые пути минимизирования налогов, в том числе и незаконные».
Вообще, борцы с экономическими преступлениями не понимают, что происходит. Они столько сил положили на то, чтобы свести на нет подпольную торговлю техническими спиртами и спиртсодержащими жидкостями типа «Максимки», которые барыги использовали для производства поддельного алкоголя…
«А теперь что же? Все начинается сначала? - удивляется Михаил Чуватов. - Понятно же, что если в магазинах алкоголь подорожает, то, скорее всего, повысится спрос на самогон. И если сейчас его гонят из нормальных продуктов, то неизвестно, какие присадки будут добавлять туда через месяц.
Что касается поддельного алкоголя, то больше его не станет. В этом году мы не возбудили ни одного уголовного дела, связанного с контрафактом. Основной поставщик спирта в наш регион - это Кавказ. Но, как это ни парадоксально, качество кавказской продукции на порядок выше нашей, а цены ниже. Вот вам и подделка…»
По словам Михаила Вячеславовича, подделку можно встретить в любом сегменте алкогольной продукции. Фальсификаторы не глупые люди и регулярно мониторят рынок алкогольной продукции, поэтому на полках магазинов, особенно сельских, может оказаться и поддельная водка, и левый коньяк, и фальсифицированное бренди.
Подсчитать количество фальсификата сложно. Так же, как и провести проверку. Без специального разрешения проверять точки, реализующие алкоголь, нельзя. А получить такое разрешение отнюдь не просто.
А САМОГОНКА ДОРОЖЕ
По прогнозам экспертов, рост цен на алкогольную продукцию может стать причиной появления новых шинков и барыг, которые поставят самогоноварение на поток. Но у силовиков другой прогноз.
«Цены на алкоголь повышают не первый раз, - говорит заместитель начальника Управления УМВД России по Пензенской области Михаил Янгулов. - Но всплеска самогоноварения как не было, так и нет. Да и откуда ему взяться, если портвейн «777» можно купить за 30 рублей, а бутылка самогонки стоит около 50, а то еще дороже.
И кто ее будет покупать? Для приготовления 6-7 литров самогона необходимо 10 килограммов сахара, а цену на сахар вы знаете. Повысится стоимость алкоголя, соответственно, вырастет цена и на самогон, но разница в цене между ним и дешевым алкоголем все равно останется. Так что портвейн «три топора», как его называют в народе, по-прежнему будет самым популярным напитком».
Основная проблема борьбы с самогонщиками, по мнению Михаила Михайловича, это разрешение гнать для себя. Поэтому искоренить самогоноварение практически невозможно. Какая-нибудь баба Маня всегда отблагодарит бутылочкой мужичка, вскопавшего ей несколько грядок. А это уже сбыт.
«С начала года мы привлекли к административной ответственности за самогоноварение чуть больше 1 000 человек и 50 - за содержание притонов, в которых распивали алкоголь, - продолжает Михаил Янгулов. - Особые хлопоты доставляют опытные самогонщики: полицию они не боятся, спокойно платят штрафы и продолжают заниматься незаконным бизнесом. Уголовную ответственность, к сожалению, за самогоноварение отменили».
ПИТЬ БУДУТ!
«Нет, пить не перестанут, - размышляет продавец-консультант отдела алкогольной продукции одного из пензенских супермаркетов Андрей Колготин. - Элитный же алкоголь покупают люди с хорошим достатком и не менее хорошим вкусом.
Алкогольная продукция средней ценовой категории тоже не залеживается на полках: праздники-то пока никто не отменял, да и просто поводов выпить у людей много.
Вообще, ситуация с подорожанием алкоголя сильно напоминает историю с платой за проезд в общественном транспорте: когда стоимость билетов выросла, все сильно возмущались, но ездить в автобусах и троллейбусах не перестали. То же самое произойдет и с алкоголем».
По словам Андрея, быстро водка, коньяк и прочая алкогольная продукция не подорожают: магазины и склады забиты алкоголем, и сначала нужно реализовать этот товар. А вот новые партии будут продаваться уже по иным ценам.
«Что касается покупательских предпочтений, то спросом пользуется все, что продается в магазинах, - продолжает Андрей. - Алкогольная продукция обычно не залеживается».
По мнению Андрея, реализация алкогольной продукции - весьма прибыльный бизнес. Магазинная наценка составляет порядка 30% в зависимости от марки алкоголя и расположения самого магазина. Владельцам нужно возмещать расходы, связанные с арендой и не только. В большинстве случаев магазины берут оборотом, ведь проще продать 10 бутылок по 200 рублей, чем одну за 2 000.
Александр Исаев
«Аргументы и факты», № 23, 5 июня 2012 г.
Нормально, будут убивать за бутылку водки.
Цель ясна, способы СМИ освещает регулярно.