Кузнецк и ситуация с работой молодежной общественной организации «Панацея» оказались в центре внимания федеральных СМИ. О том, что прокурор города требует признать «Панацею» иностранным агентом, получающим деньги от зарубежных общественных фондов, написал «КоммерсантЪ».
В 2013 году НКО получила грант в 1 млн рублей на организацию работы с ВИЧ-инфицированными и страдающими наркозависимостью. На эти деньги, как пишет «КоммерсантЪ. Средняя Волга», общественники из «Панацеи» закупили 100 000 шприцев и 10 000 презервативов, которые передали врачу СПИД-кабинета одной из больниц Кузнецка. За год медик бесплатно раздал их пациентам из группы риска, в основном потребителям инъекционных наркотиков.
Однако прокурор Кузнецка посчитал, что работа некоммерческой молодежной общественной организации «Панацея» на самом деле является «насаждением порядков, противоречащих интересам России».
При этом в Кузнецке, по официальным данным статистики, один из самых высоких показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией в области. Как сообщили «Ъ» в пензенском Центре СПИД, именно в Кузнецке и Кузнецком районе сложилась критическая ситуация с этим заболеванием.
Если в области на 100 тысяч человек приходится в среднем 179 заболевших, то в Кузнецке - 442. Этот же город занимает второе место в регионе по числу новых случаев заболевания ВИЧ, уступая лишь Пензе. Врачи подчеркивают, что рост происходит именно за счет больных наркоманией.
В 2013 году грант «Панацее» выделило некоммерческое партнерство «Эсверо» (объединение 14 российских НКО, занимающихся профилактикой распространения ВИЧ-инфекции). На сайте «Эсверо» указано, что его деятельность финансируют Европейская комиссия, M.A.C AIDS Fund и международный Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Организация успешно работала 12 лет, но в 2016 году ей поставили в вину иностранное финансирование. Сначала в апреле прокуратура Энгельса (Саратовская область) потребовала признать иностранным агентом организацию «Социум», которая получила от «Эсверо» 1,5 млн руб. также для раздачи шприцев и презервативов.
«В мае меня вызвал прокурор Кузнецка Алексей Аношин и показал решение суда по «Социуму», - рассказала «Ъ» руководитель «Панацеи» Дарья Антонова. - Сказал, есть установка на выявление иностранных агентов». В июне Минюст признал иноагентом «Эсверо», а через месяц прокуратура Кузнецка обратилась с иском о принуждении «Панацеи» встать на учет в качестве иностранного агента.
В исковом заявлении прокурор Аношин указал, что деятельность НКО по раздаче презервативов и шприцев «не только не согласовывается с российскими властями, но и вступает в серьезное противоречие с государственной политикой в сфере профилактики наркомании и СПИДа».
«Следовательно, это не гуманитарный, а идеологический и даже политический проект», - сделал вывод прокурор Кузнецка. В поддержку своей позиции он приложил экспертизу, выполненную деканом юрфака ПГУ Виталием Гошуляком. Тот заявил, что деятельность НКО базируется на «принципах идеологии постлиберализма». А раздачу презервативов и шприцев он назвал «косвенной, а подчас и прямой пропагандой наркотиков и гей-культуры». Получается, что борьба международных фондов с эпидемией СПИДа - это всего лишь ширма для продвижения собственных интересов на еще неосвоенные территории, уверен декан.
В итоге на защиту деятельности «Панацеи» встали пензенские общественники и сами медики, которые понимают важность работы молодежной организации для региона.
Замглавврача Пензенского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи Сергей Олейник (он отвечает за противодействие ВИЧ в регионе) считает: «Заявлять, что деятельность «Панацеи» была политической, может лишь человек с больным воображением». Он предупредил, что прекращение работы НКО может обернуться для Кузнецка катастрофой.
Сергей Олейник 9 августа сообщил в своем твиттер-аккаунте: «Собеседование в Кузнецке по «делу врачей и шприцев» из «Панацеи» закончилось тем, что прокурор забрал исковое заявление. Но НКО закрывается!»
▶▶ Хотите сообщить новость? Напишите нам! ◀◀
прокурор Аношин
Заявлять, что деятельность «Панацеи» была политической, может лишь человек с больным воображением».
если это так и есть на самом деле?