«Вознесение» возвращается после 80 лет отсутствия. Жительница Пензы везет икону в церковь Успения Божией Матери, которая находится между селами Елизаветино и Варварино Мокшанского района.
В семью Татьяны Бубновой старинный образ попал в начале 30-х годов.
«Когда храмы грабили, моя бабушка Фекла Константиновна Цыганова выменяла эту икону на бутылку самогонки у мужчины, который нес святыню мимо ее дома в селе Варварино. Я помню, что реликвия всегда стояла у бабушки в переднем углу. Когда она умерла, образ перешел к моей маме», - поведала Татьяна.
«Вознесение» сменил еще один адрес, но в итоге на семейном совете было решено вернуть икону туда, откуда она пришла, - в когда-то разграбленную церковь.
Кирпичный храм Успения Божией Матери был построен в первой половине XIX века. При советской власти его превратили в склад. Местным жителям удалось спасти от сожжения несколько икон.
«Вознесение» - большой алтарный образ - считался пропавшим безвозвратно, поэтому встречают его с почетом: прихожане крестным ходом обошли церковь и со слезами внесли икону в родной для нее храм.
«Это просто чудо! Я даже не могу описать свои чувства», - порадовалась одна из прихожанок.
«Мы поместим эту икону на лучшее место - перед алтарем. Из истории нашей церкви мы знаем, что образа просто так не возвращаются. Это делается для того, чтобы укрепить нашу веру», - отметил настоятель храма Успения Божией Матери протоиерей Михаил Дергунов.
За последние 10 лет жители Елизаветина, Варварина и Выглядовки смогли из руин восстановить часть церкви. В трех селах проживает около 700 человек, причем большая часть - пожилые люди.
«Мы помогали, таскали все. Было тяжело, здесь оказалось столько мусора», - рассказала жительница села Елизаветино Людмила Панкратова.
«Возвращение иконы - надежда на то, что мы все-таки сумеем полностью восстановить храм. Для живущих здесь людей эта церковь - душевная отрада. Она - все, что у нас сейчас есть», - подчеркнула председатель приходского совета Александра Сухова.
Иконе не меньше 100 лет, она хорошо сохранилась, но прежде чем образ займет свое место в церкви, его отдадут реставратору, чтобы подновить краски.
Татьяна Бубнова собирается чаще приезжать в Варварино. Теперь это не просто родина родителей - здесь храм, где находится икона, охранявшая ее семью почти целый век.
▶▶ Хотите сообщить новость? Напишите нам! ◀◀
Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности, уже «Апостольские постановления», которые датируются исследователями IV веком, предписывают его совершать (книга 5, гл. 18). Праздник Вознесение Господне становится всеобщим в Христианской Церкви к IV-V веку, о нем упоминают такие известные богословы, как Григорий Нисский и св. Иоанн Златоуст. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем.
Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда иконостаса русского православного храма, обычно иконы располагаются в порядке следования праздников в церковном году. Первые изображения и иконы Вознесения Христа в искусстве относятся к рубежу III и IV веков. На них показано, как из облаков протягивается рука Бога Отца и ведет молодого Христа по горе к небу.
Начиная с XIII века Христос стал изображаться самостоятельно воспаряющим на небо. В силу своей особенности сюжет иконы «Вознесение Господне» часто используется в стенной росписи церквей.
Основу сюжета составляют тексты Евангелий и Деяний апостолов. Эти тексты дают представление и о том, как вознесся Христос, и о том, как он возвратится в будущем, и о его обетовании апостолам. Новый Завет точно определяет место и время Вознесения Христа - это произошло сорок дней спустя после Воскресения: «...явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3) - на горе Елеон (Деян. 1:12), вблизи Вифании (Лк. 24:50).