В ходе прямой телефонной линии на вопросы читателей отвечала Алла Ильина, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пензенской области. Речь шла о ситуациях, с которыми чаще всего мы сталкиваемся именно осенью.
СТРАСТИ ПО КРЕДИТАМ
- Я оформила кредит на мебель. Менеджер сказал, что без договора страхования кредит не одобрят, и я согласилась. Могу ли я сейчас расторгнуть договор страхования, если еще не было первого платежа?
- Услуга страхования жизни и здоровья сугубо добровольная и может оказываться лишь по желанию клиента. Но во многих банках под это прячут страхование собственных рисков по невозврату кредита заемщиками. Это так называемые программы присоединения к страхованию, и за подключение к ним банки взимают страховую премию.
Тут единственный совет - внимательно (!) читайте договор, причем несколько раз и все строчки (лучше вооружиться лупой). Если вы распишетесь в заявлении на страховку жизни и здоровья или на подключение к программе коллективного страхования, то заключение услуги считается добровольным и страховую премию за подключение к программе страхования вам никто не вернет.
От договора страхования можно отказаться в любое время, но страховую премию не вернут. Без финансовых потерь можно обойтись, если отказаться от страховки в «период охлаждения» (две недели с даты оформления).
БАРХАТНЫЙ СЕЗОН И ЕГО ОПАСНОСТИ
- Я собралась в Турцию, но теперь напугана эпидемиологической ситуацией. Про вирус Коксаки даже Ростуризм предупреждает. Могу ли я отказаться от тура и вернуть свои деньги?
- Да, отказаться от оплаченной путевки вы можете и полностью вернуть потраченные деньги тоже, но только в судебном порядке. Закон «О защите прав потребителей» гарантирует потребителю право на то, чтобы услуги, в том числе туристические, были безопасны для его здоровья.
Если же страна временного пребывания не в состоянии это гарантировать, то человек вправе через суд потребовать расторжения договора о предоставлении туристической услуги. Если турист так никуда и не поехал, ему должны вернуть полную стоимость путевки, а если из-за угрозы здоровью решил приехать с отдыха раньше, то возвращается стоимость тех отпускных дней, которые он так и не отгулял.
- Дочь с внучкой сейчас отдыхают в Абхазии. Они думали, что будут жить в одном пансионате, а их поселили в другой. Правомерны ли действия турфирмы?
- Если в договоре было прописано, что туристическая компания в определенных случаях может сменить гостиницу на подобную (той же категории или выше по «звездности»), то нарушения нет. Думаю, и туристов такой расклад не огорчит.
А вот если смена отеля привела к ухудшению качества отдыха, то это явное нарушение прав. В таком случае вашей дочери нужно взять документы из этой гостиницы, которые подтверждали бы факт ее проживания там, а затем приложить их к претензии в адрес турфирмы. Это поможет в возмещении разницы в стоимости проживания и компенсации морального ущерба.
- Была куплена на двоих путевка в Испанию. На таможне одного туриста не пропустили - выяснилось, что на нем долг по исполнительным документам. Может ли этот несостоявшийся турист вернуть деньги за путевку?
- Нет, потому что в невылете виноват он сам. Чаще всего туроператор бронирует туристические услуги и оплачивает их до того, как клиент получает на руки путевку. То есть фактические расходы туроператора - это уже оплаченные авиабилеты (чаще всего невозвратные), гостиница, трансфер и пр. Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ лицо может нести ответственность только при наличии вины в нарушении обязательств. Но в данной ситуации единственное лицо, виновное в несостоявшемся путешествии, - сам турист.
Кстати, подобный случай на днях приключился с жительницей Пензы. Она не смогла поехать на Средиземное море, потому что в московском аэропорту при прохождении контроля выяснилось, что женщина имела временное ограничение права выезда за пределы страны - из-за того, что ее потребительский кооператив обанкротился, а юридически она его не ликвидировала, ссылаясь на отсутствие денег. Однако на поездку они нашлись…
ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ
- Дочка пошла в школу, нас обязали заказать форму. Но прошло две недели носки, и я очень недовольна качеством пиджака. В нем гораздо больше синтетики, чем заявлено, - ребенок то и дело чешется! Куда пожаловаться?
- Нам, на Лермонтова, 36. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» проводит лабораторные исследования, в том числе и детской одежды. Оценивается ее соответствие безопасности: содержание химических веществ, воздухопроницаемость и пр. Также можно выяснить истинный состав материала.
Кстати, буквально на днях мы обнаружили нарушения требований безопасности и декларации соответствия в школьной форме, которую шьет один пензенский ИП. Предприниматель будет оштрафован на сумму от 15 до 30 тысяч рублей.
- В кафе мне принесли испорченный салат. После моего замечания блюдо заменили, но я не уверена, что его не предложили другому посетителю. Где принимают жалобы на работу кафе?
- В управлении Роспотребнадзора: можно подать жалобу в электронном или письменном виде. Кстати, нарушения могут быть связаны не только с качеством продукции, но и с сервисом. Например, штрафуем заведения общепита за то, что в меню определенные блюда или напитки заявлены, а в наличии их нет. Это введение потребителя в заблуждение.
- Скоро у сына свадьба, нужно бронировать банкетный зал. Как правильно это сделать, чтобы застраховать себя от возможных потерь?
- Главный совет - следите за формулировками в договоре. Если вы оставляете ресторану задаток, то в случае отмены банкета по вине заведения общепита (например, нашли более крупный заказ) вам его обязаны вернуть в двукратном размере. А вот если вы вносили аванс или предоплату, то вернут только указанную сумму.
Однако если вы вдруг передумали проводить банкет в этом зале и нашли место получше, задаток вам вообще не вернут, а вот аванс или предоплату - да (за минусом уже понесенных расходов на организацию вашего банкета).
P. S. Управление Роспотребнадзора по Пензенской области находится на ул. Лермонтова, 36. Телефон 55-26-06, email: sanepid@sura.ru, бесплатная горячая линия 8-800-707-64-22.
Ксения Вдовикина
«Молодой ленинец», № 38, 19 сентября 2017 г.