На вопросы читателей «МЛ» отвечает временно исполняющий обязанности министра образования Пензенской области Александр Воронков.
♦ ♦ ♦
Мой внук учится в гимназии. За некоторые уроки приходится платить деньги. Насколько это законно?
- Федеральный закон «Об образовании» разрешает оказывать платные услуги школам, гимназиям, лицеям и детским садам. Но это запрещено делать вместо тех учебных часов, которые финансируются за счет федерального и регионального бюджета.
Раньше дополнительные занятия в гимназиях оплачивались за счет муниципального бюджета. В этом году финансирование так называемого гимназического компонента из муниципального бюджета было прекращено. Теперь ребята, которые учатся в обычных образовательных школах, лицеях и гимназиях, находятся в равных условиях.
Гимназический компонент - это специальные профильные дисциплины, которые усиливали те или иные учебные программы. Например, в лингвистической гимназии преподается определенное количество часов иностранного языка.
Дополнительно за счет городского бюджета оплачивалось изучение второго языка. Теперь за счет бюджета оплачивается только образовательный стандарт, а все, что за его пределами, - за счет родителей, спонсоров, физических или юридических лиц. В среднем стоимость одного занятия варьируется от 50 до 200 рублей.
Педагог не вправе оказывать платные образовательные услуги учащимся в школе или гимназии, если это приводит к конфликту интересов. Например, если возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды.
Хочу обратить внимание, что в случае выявления нарушений правил оказания платных образовательных услуг региональным министерством образования и будет инициироваться возбуждение дел об административных правонарушениях в установленном законном порядке.
♦ ♦ ♦
- Цены на продукты питания растут. Не будет ли в связи с этим повышаться стоимость школьного питания?
- Администрации городов и районов решают вопрос о стоимости питания за счет собственных доходов и родительской платы. Цена на школьные завтраки и обеды складывается из стоимости продуктов питания и размера предельной наценки на них.
На данный момент средняя стоимость завтрака - 27,72 руб. (максимальная стоимость - в г. Заречном (47,4 руб.), минимальная стоимость - в Башмаковском, Бековском, Лопатинском районах (10,0 руб.).
Средняя стоимость обеда - 39,20 руб. (максимальная стоимость - в г. Пензе, г. Кузнецке, Пензенском районе (50 руб.), минимальная стоимость - в Спасском районе (19,4 руб.).
Не спорю, что укладываться в нормы питания из-за роста цен на продукты с каждым разом все сложнее. Но до конца года повышения стоимость школьных обедов и завтраков не планируется.
♦ ♦ ♦
- Как добиться пятидневной учебной недели в школе?
- Образовательные учреждения вправе самостоятельно устанавливать учебную недельную нагрузку. Она может быть как пятидневной, так и шестидневной. Решить этот вопрос можно только на общем педагогическом совете школы вместе с родителями. Указом управления образования или регионального министерства образования установить пятидневку в школе нельзя.
Многие родители выступают за пятидневную неделю. Субботу оставляют для дополнительных занятий, соревнований, активного отдыха.
♦ ♦ ♦
- Какая на сегодняшний день средняя зарплата учителей в регионе?
- Средняя заработная плата учителей за 9 месяцев этого года составила 23 022,6 руб. Один из самых высоких доходов у педагогов в Бессоновском районе - 29 509,6 руб., в Пензенском районе - 24 226,1 руб., в Мокшанском районе - 24 871,5 руб., в Пензе - 23 501,6 руб.
Зарплата учителя зависит от средней наполняемости классов в школе, количества учеников, приходящихся на педагога, и территориального расположения общеобразовательной организации. С 1 сентября этого года повышен базовый оклад для всех педагогических работников. Для учителей он составил 7 тыс. рублей, а было 5 064 рубля.
♦ ♦ ♦
- Родители часто хотят вывезти своих детей на различные экскурсии. Но сейчас ужесточили правила перевозки школьников. Как же быть родителям?
- Требования по перевозке детей регламентированы постановлением Правительства РФ № 1177. Водитель должен быть со стажем, автобус оборудован системой ГЛОНАСС и тахографом, ремнями безопасности.
Я считаю, что это выполнимые требования, если учесть, что от них зависят жизнь и здоровье детей. К сожалению, очень часто туристические фирмы в погоне за прибылью не обеспечивают этих условий.
Родителям в первую очередь нужно думать о безопасности детей. Сколько случаев, когда автобусы с детьми попадают в аварии! К примеру, в этом году, когда кузнецкие ребята возвращались с экскурсии из Нижнего Новгорода (в ночное время, что запрещено!), произошло ДТП. В автобус влетела легковая машина, четверо детей пострадали и оказались в больнице.
♦ ♦ ♦
- Какие нововведения ждут нас на Едином государственном экзамене в 2016 году?
- Принципиальных изменений в ЕГЭ-2016 не будет. По истории, обществознанию, географии, информатике и ИКТ исключается тестовая часть заданий. Иными словами, школьники должны будут самостоятельно вписать ответ, а не выбрать его из числа предложенных.
Обязательными предметами итоговой аттестации будут, как и прежде, русский язык и математика. Список предметов, которые школьники будут сдавать в качестве дополнительных, они должны представить до 1 февраля 2016 года.
Согласно проекту расписания ЕГЭ на 2016 год выпускники смогут сдавать экзамен в несколько этапов:
•досрочный этап (с 21 марта по 23 апреля 2016 года) - все предметы;
•основной этап (с 27 мая по 30 июня 2016 года) - все предметы;
•дополнительный этап (с 10 по 24 сентября 2016 года) - русский язык и математика.
ЕГЭ по математике, как и в 2015 году, будет проводиться на двух уровнях - базовом и профильном. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника ЕГЭ в экзамен включается раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Письменная часть оценивается максимум в 80 баллов, устная часть - в 20.
♦ ♦ ♦
- Будут ли выпускники писать итоговое сочинение?
- 2 декабря 2015 года выпускники школ будут писать итоговое сочинение (изложение) как допуск к экзамену. При получении незачета у них будет возможность переписать работу 3 февраля и 4 мая 2016 года.
На сегодняшний день определены тематические направления итоговых сочинений 2015/2016 учебного года. В качестве первых четырех выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы».
«Время» - в центре рассуждения человек и время, общество и эпоха. «Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия. «Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.
«Путь» - диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений до раздумий о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. «Год литературы» - широта данной темы требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Непосредственно темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Итоговое сочинение (изложение) оценивается по пяти критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, грамотность.
Для зачета необходимо получить положительный результат по 3 критериям, выдержать объем сочинения не менее 250 слов, написать работу самостоятельно.
Время написания сочинения - 3 часа 55 минут.
♦ ♦ ♦
- Мой ребенок учится во втором классе. Пять дней в неделю во второй половине дня проводятся занятия в кружках, которые дети должны посещать в обязательном порядке. Насколько это законно?
- Если эти занятия проводятся в качестве внеучебной деятельности в рамках новых образовательных стандартов, то это законно. Согласно ФГОСам объем внеучебной деятельности для начальной школы составляет до 10 часов в неделю. В Пензенской области в среднем этот объем равен 5 часам в неделю.
Если занятия проводятся в качестве организации досуговой деятельности и внеурочной занятости, то здесь право выбора принадлежит родителям и учащимся.
♦ ♦ ♦
- Скажите, в каких школах организована вторая смена?
- На начало 2014/2015 учебного года на территории Пензенской области функционируют 338 школ. В 27 из них организовано обучение во вторую смену. В Пензе таких школ 12, в Кузнецке - 2, в Бессоновском районе - 2, в Белинском - 1, в Городищенском - 2, в Нижнеломовском - 3, в Пензенском - 1, в Сердобском - 4.
Основной причиной введения второй смены в Пензе и Кузнецке является отсутствие школ в новых микрорайонах, а в муниципальных районах - использование площадей школ под реабилитационные центры, стоматологические кабинеты.
Динара Шадыханова
«Молодой ленинец», № 42, 20 октября 2015 г.
Что пишут люди об этом (1 комментарий):
...основная причина в новых районах понятна, а в других?
Тишина!