То, что весьма большое количество взяточников ловят в системе высшего образования, вполне понятно. Для наших правоохранительных органов это отработанная практика. И доказательную базу собрать несложно, если это касается какого-нибудь рядового преподавателя. И статистика не портится.
Какая разница, задержали ли высокопоставленного чиновника или доцента вуза? И там, и там присутствует коррупционная составляющая. Зато во втором случае головной боли меньше.
Но встречаются и другие случаи. Когда взятка предназначена для преподавателя, но на самом деле до него так и не доходит. И он, естественно, об этом ничего не знает. Это чистой воды мошенничество.
Как это обычно происходит, рассмотрим на конкретном примере одного уголовного дела.
В феврале этого года на территории Пензенского государственного университета встретились три человека. Один из них, некий Сухов, предложил собеседникам решить возникшие во время зимней сессии проблемы студентов первого курса.
Несколько слушателей вуза не могли сдать экзамен по математике, и им срочно требовалась помощь от человека, имевшего связи с преподавателями. За свои услуги посредник запросил по девять тысяч рублей с носа.
Что интересно (или уже не интересно, не знаю), это предложение сработало безотказно. Уже через три дня в кармане Сухова лежало 36 тысяч рублей, а также зачетные книжки и экзаменационные листы.
В тот же день посредник встретился со своим знакомым преподавателем и попросил заполнить экзаменационные документы, выставив в них положительные оценки. Судя по материалам дела, преподаватель не подозревал, для чего он это делает. Хотя, наверное, нетрудно было догадаться.
В тот же день зачетки были переданы по назначению.
Что произошло потом, объяснять, думаю, не нужно. Во время следствия господин Сухов признался в совершении мошенничества.
Суд, со своей стороны, учел, что подсудимый активно способствовал расследованию, молод, впервые привлекается к уголовной ответственности и принял меры к возмещению ущерба.
Поэтому и итог вполне логичен. Лжепосредника признали виновным и назначили 2 года лишения свободы. Условно, конечно. С испытательным сроком в три года.
Итак, в России есть платное образование (студент оплачивает свою учебу) и бесплатное (так называемые бюджетные места).
На деле же выходит, что и бюджетник платит за все, что только возможно. Дает взятки, чтобы не быть отчисленным, покупает копеечные брошюры за баснословные деньги, наконец, платит уже упомянутым лжепосредникам.
Вот, например, совсем недавно в Москве были задержаны два студента юрфака, которые предлагали абитуриентам поступить в Финансовый университет при Правительстве РФ за 260 тысяч рублей. Для этого они даже создали специальный сайт.
Но это все-таки столица. У нас расценки гораздо скромнее, да и подобных случаев мошенничества меньше в разы. А вот взятки в местных учебных заведениях берут по-прежнему достаточно активно.
Павел Романов
«Любимая газета - Пенза», № 34, 22 августа 2012 г.