Цены на проезд подросли, и горожане все больше стали интересоваться картами, которые сейчас предлагают как альтернативу оплаты проезда в общественном транспорте.
ШАГ В СТОРОНУ ЕВРОПЫ?
- Транспортной картой можно расплачиваться за проезд в городском транспорте, включая теплоход «Белинский», - пояснила директор МУП «Пассажирские перевозки» Ольга Любименко. - Только если услуги автобуса и троллейбуса по карте обойдутся дешевле на рубль, то за пользование речным транспортом нужно платить полностью.
А вот дачники с транспортной картой сэкономят на проезде в дачном автобусе три рубля. Причем по одной карте могут проехать сразу все члены семьи, нужно лишь несколько раз поднести ее к валидатору и получить билеты на каждого.
- Скажите, а введение данной системы не предполагает в будущем отказа от кондукторов?
- Понимаете, только у нас работает около трехсот кондукторов, и лишать их рабочих мест мы не намерены. Потому что кто-то должен носить валидаторы, принимать деньги за проезд (карты ведь есть не у всех).
- А какова тогда цель внедрения карт?
- Впоследствии планируется введение единой социальной карты жителя Пензы, по которой он сможет оплачивать не только проезд, но и покупки, телефонные расходы и так далее. Этакий пластиковый кошелек.
Что ж, цель ясна. Пенза стремится догнать Европу. Только вот если набраться наглости и сравнить нашу только что «проклюнувшуюся» карточную систему с европейской, то там разница между карточной оплатой проезда и оплатой наличными ощутима. Где-то в полтора раза! Вот она, настоящая выгода для пассажира. И карту за ненадобностью можно снова сдать. Причем тебе вернут все сто процентов ее стоимости. Все для людей. Но вернемся в Пензу.
- Недавно я проехала в автобусе по карте. С меня вместо обещанных 13 рублей сняли 26! - возмущается соседка Анна Ильинична.
- Может, нечаянно провели по валидатору два раза?
- Я не знаю, как это вышло, но, если есть такие случаи, нужно что-то менять! Например, ввести функцию подтверждения суммы оплаты, чтобы можно было что-то изменить.
- Но если подтверждать каждую оплату, сколько это займет времени у кондукторов!
- Но и так ездить невозможно! Это уже не экономия!
ГЛАВНЫЙ СОВЕТЧИК - ВАЛИДАТОР?
Забегаю на почту.
- Что, много желающих приобрести транспортную карту? - интересуюсь у продавца.
- Желающие есть. Кто часто ездит в общественном транспорте, для того сэкономленный рубль быстро окупает деньги, затраченные на карту. А кому-то проще отдать четырнадцать рублей в автобусе, чем бегать по терминалам и почтам, чтобы положить деньги на карту. Все это дело вкуса, никого ведь насильно не заставляют ничего приобретать. Я вот катаюсь в основном в маршрутках, мне от этого нововведения ни жарко ни холодно.
А вот по мнению директора МУП «Арцис» Юрия Анфалова, данная система имеет массу преимуществ.
Во-первых, безналичный расчет выгоден перевозчику, а следовательно, и обходится дешевле пассажиру. Во-вторых, происходит оценка пассажиропотока по времени, маршрутам, транспорту, благодаря чему можно планировать и распределять транспорт по городу. В-третьих, таким образом оценивается деятельность перевозчиков, их доходы, расходы. Что позволит в дальнейшем правильно рассчитывать тарифы оплаты проезда.
Спрашивается: как это мы раньше жили без карт и валидаторов? Как планировали и распределяли транспорт? Если уж на то пошло, неужели нельзя ту же информацию узнать, задав вопросы непосредственно кондукторам, водителям, пассажирам? Уж они точно знают, в какое время и каких маршрутов особенно не хватает. Дешево и сердито.
И не нужно брать кредит в 20 миллионов рублей на три года, чтобы узнать это. Особенно если (по словам Юрия Анфалова) рентабельность данной системы низкая, карты продаются почти что по себестоимости.
Вопросов и недоделок пока хватает. А отсюда некоторое недоверие.
Екатерина Козина
«Любимая газета - Пенза», № 20, 16 мая 2012 г.