Балет в двух действиях, трех картинах
Либретто А. Дюма и М. Петипа по мотивам одноименной сказки Э. Гофмана
Редакция В. Гордеева
Хореография и постановка В. Гордеева
Хореография финального дуэта Мари и Принца – В. Вайнонен
Художник постановщик – И. Нежный
Художник по костюмам – Т. Тулубьева
ИЗ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ НА БАЛЕТНУЮ СЦЕНУ
Одним из самых известных и любимых во всем мире балетов является балет
«Щелкунчик». Сегодня уже невозможно представить себе ни одного солидного
театра, который бы не имел этот балет в своем репертуаре, как невозможно
представить и Новый год без Деда Мороза и этой прекрасной балетной истории.
«Щелкунчик» – третий и последний балет великого русского композитора Петра
Ильича Чайковского. Чайковского увлекла красивая сказка об уродливой кукле,
которая умела разгрызать орехи.
Чайковский выразил в музыке смысл сказки о доброй душе девочки, которая уже
почти взрослая. Она мечтает о счастье и побеждает зло. Либретто «Щелкунчика
написал гениальный русский балетмейстер, француз по национальности Мариус
Петипа.
Но первым историю «Щелкунчика» рассказал немецкий писатель Гофман, а за
ним и Александр Дюма.
Балет «Щелкунчик» ставили самые разные балетмейстеры. Первым постановку
осуществил талантливый русский балетмейстер Лев Иванов в 1892 году на сцене
Мариинского театра в Петербурге.
Чайковский был на премьере и в письме брату рассказал об успехе балета.
Особенно красивым был Вальс снежинок, фотография которого сохранилась. А
вот сам балет оказался совсем забытым. Многие балетмейстеры создавали свои
версии спектакля. Оригинальной стала версия Вячеслава Гордеева, который и сам
был одним из лучших балетных принцев, танцевал партию Щелкунчика-принца в
спектакле Большого театра, а впоследствии по-своему раскрыл сюжет в театре
«Русский балет».