С 1983 года 15 марта закрепилось в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России он получил признание в 1992-м.
Сегодняшние потребители эволюционировали. Теперь они не кидаются со слепым восторгом на яркие этикетки и импортные надписи. Покупатели стали разборчивее и смело отстаивают свои права.
По словам руководителя центра защиты прав потребителей г. Пензы Елены Лениной, появились даже случаи потребительского экстремизма. Это когда человек злоупотребляет своими правами: специально ищет некачественный товар, чтобы потом подать в суд, выиграть дело и получить некоторую сумму за моральный ущерб.
Сообразительные потребители, которые первыми додумались покупать некачественный товар, а потом через суд взыскивать деньги в большем размере, одним случаем, как правило, не ограничиваются. Многие потом снова и снова идут за плохой продукцией. А прямо от прилавка направляются в суд.
В задачи центра защиты прав потребителей теперь входит выявление и пресечение потребительского экстремизма.
В целом же покупатели стали разборчивее. Поскольку в продаже есть все и даже больше, теперь можно сделать выбор. Кстати, количество жалоб на некачественные продукты снизилось.
По словам Елены Лениной, в больших сетевых магазинах товар, как правило, свежий. Залежалые продукты иногда попадаются в маленьких магазинчиках, где поток покупателей небольшой.
Чаще всего нарекания со стороны пензенцев вызывают колбасные и мясные продукты. На втором месте - молоко и масло. Практически не бывает претензий к овощам и фруктам. Покупатели стали обращать больше внимания на изготовителя и читать состав продукта.
Продуктовые споры решаются быстро и, как правило, с продавцом на месте. Сложнее договориться, если покупается техника, мебель или автомобиль. Бывают и из ряда вон выходящие случаи.
По словам Елены Лениной, недавно в центр защиты потребителей обратилась женщина, которая приобрела телевизор. Несмотря на то что товар был упакован, пензячке показалось, что техника уже побывала в ремонте. И действительно, при проверке этот факт подтвердился.
Защиту потребителей сегодня обеспечивают юристы, консультанты, многие печатные СМИ и электронные издания. Однако большинство покупателей упорно не хотят этого признавать. Люди почему-то уверены, что, кроме них самих, им никто не поможет.